Интервью: Контроль заказчиков антимонопольной службой

К полномочиям ФАС России и ее территориальных органов, помимо прочего, относится контроль в сфере закупок товаров, услуг и работ. В процессе торгов права участников нередко нарушаются заказчиками, что проявляется в необоснованном отклонении заявок, выдвижении незаконных требований или ограничении конкуренции. В таких случаях жалобы в антимонопольный орган являются действенным инструментом восстановления прав участников закупки.

Подробнее о процедуре рассмотрения жалоб антимонопольным органом расскажет в нашем интервью заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Людмила Юрьевна Полубоярова.

 

- Добрый день, Людмила Юрьевна! Расскажите, как антимонопольная служба контролирует заказчиков при проведении торгов?

 

- Здравствуйте! ФАС России и ее территориальные управления рассматривают жалобы на действия или бездействие заказчика, организатора торгов и закупочной комиссии. Таким образом антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением законодательства о закупках.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которой является обязательным в соответствии с законодательством РФ, установлен ст. 18.1 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

- Кто может обратиться в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика?

 

- Подать жалобу и инициировать процедуру проверки вправе участники закупки. Единственное ограничение относится к случаям, когда обжалуются нарушения, допущенные после окончания приема заявок на участие в закупке. Такие действия могут обжаловать только участники, которые подали заявки. Следовательно, до окончания срока подачи заявок подать жалобу в антимонопольный орган могут любые лица, права или законные интересы которых могут быть нарушены в ходе закупки.

При этом, отмечу, что при рассмотрении жалоб на нарушение Закона №223-ФЗ антимонопольная служба ограничена только доводами жалобы и не может самостоятельно за них выходить.

 

- Много ли подобных жалоб поступает?

 

- Достаточно много. С начала года Оренбургским УФАС России в рамках ст. 18.1 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» было рассмотрено 119 жалоб.

 

- Каков срок рассмотрения жалобы?

 

- В случае поступления жалобы в антимонопольный орган у ответственного специалиста есть 3 дня на уведомление участника и организатора торгов о поступлении жалобы. Непосредственно сама жалоба должна быть рассмотрена комиссией по рассмотрению жалоб в течение 7 рабочих дней.

 

- Какая ответственность предусмотрена за нарушение процедуры проведения торгов?

 

- Если антимонопольный орган признает жалобу обоснованной, он может выдать предписание об устранении нарушений, в том числе об отмене протоколов, о внесении изменений в извещение, документацию, или об аннулировании закупки. Кроме того, заказчика и виновных сотрудников могут привлечь к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Предписание необходимо выполнить в установленный срок. В противном случае заказчика и виновных сотрудников могут привлечь к ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ. Приостановить действие предписания может только суд, приняв соответствующую обеспечительную меру.

 

- Спасибо!