Людмила Полубоярова: ФАС продолжает политику либерализации законодательства

В январе 2016 года вступил в силу «четвертый антимонопольный пакет», а уже в июле того же года вступили в силу  Федеральный закон  №264 «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ» (Закон № 264-ФЗ) и Федеральный закон № 316-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ» (Закон № 316-ФЗ).

О том, как работалось Оренбургскому УФАС России в первом полугодии этого года в новых условиях и какие основные изменения внесли июльские законы, рассказала заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Людмила Полубоярова.

 

Людмила Юрьевна, начнем по логике с тех изменений в антимонопольном законодательстве, которые произошли в январе этого года. Полгода работы Управления уже позади, поэтому можно поинтересоваться, как эти изменения отразились на деятельности Оренбургского УФАС России?

- О том, какие изменения произошли на практике и как они отобразились на работе Управления позволяют судить количественные и качественные показатели.

Существенно сократилось количество жалоб и заявлений в сфере антимонопольного законодательства. Связано это с тем, что заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующими хозяйствующими субъектами не рассматриваются антимонопольным органам, а подлежат направлению в соответствующие органы исполнительной власти.

То есть, антимонопольная служба перестала рассматривать действия монополистов на предмет нарушения прав конкретных физических лиц. Например, если раньше гражданину незаконно отключали тепло, газ или свет – виновных к ответственности привлекал антимонопольный орган. Сейчас этим занимается Роспотребнадзор, Государственная жилищная инспекция, а в крайних случаях и судебные органы.

Уменьшилось количество возбужденных дел. Напомним, что «четвертый антимонопольный пакет» ввел для предпринимателей, органов власти, органов местного самоуправления ряд послаблений. С января 2016 года не допускается в ряде случаев принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения. То есть, до возбуждения дела выдается предупреждение, исполнение которого исключает дальнейшее антимонопольное преследование.

Предупреждения выдаются не только хозяйствующим субъектам, которые доминируют на рынке по определённому составу, но и органам власти, органам местного самоуправления, а также в большинстве случаев, связанных с недобросовестной конкуренцией.

Так, например, за последние полгода выдано 29 предупреждений и возбуждено лишь 17 дел в сфере антимонопольного законодательства.

 

Прошло всего полгода, а уже с 4 июля 2016 года в антимонопольном законодательстве вступили в силу новые изменения, так называемый «антикризисный пакет». Расскажите об этом поподробнее.

 

- Указанные законы внесли существенные изменения в антимонопольное законодательство и продолжали политику либерализации антимонопольного законодательства. Согласно им, смягчены требования к некоторым категориям хозяйствующих субъектов.

Одним из существенных изменений является введение иммунитетов для малого и среднего бизнеса в части признания доминирующего положения и заключения отдельных антиконкурентных соглашений. Из-под контроля антимонопольного органа вышли юридические лица, созданные физическими лицами, в том числе, индивидуальными предпринимателями, сумма выручки которых за предшествующий календарный год не превышает 400 мл. рублей.

На эти же хозяйствующие субъекты не распространятся ограничения приобретения или аренды дополнительных торговых площадей.

При этом иммунитеты не распространяются на хозяйствующие субъекты, входящие в группу лиц с другими хоз.субъектами, финансовые организации, субъекты естественных монополий, хозяйствующие субъекты, имеющие в качестве учредителей или участников юридических лиц, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования.

Изменения коснулись статьи 17 Закона о защите конкуренции, предусматривающей антимонопольные требования к торгам. Антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о признании торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными только в случае, если проведение таких торгов является обязательным в соответствии с действующим законодательством.

Изменения коснулись и порядка проведения внеплановых проверок. Теперь внеплановые проверки в отношении субъекта малого предпринимательства проводятся после согласования с органами прокуратуры.

Исключения касаются субъектов естественных монополий и внеплановых проверок, которые проводятся по подозрению тех или иных лиц в сговоре.

 

Июльские изменения в законе коснулись и положений Кодекса об административных правонарушениях. Что нового теперь здесь?

 

- Вносимые изменения в КоАП предусматривают особенности привлечения к административной ответственности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Введена новая статья 4.1 КоАП, предусматривающая замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

 

В каких случаях речь идет о возможности замены административного штрафа на предупреждение?

 

 - Лишь в тех случаях, когда речь идет о совершении субъектами малого и среднего предпринимательства административного правонарушения впервые и при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде или памятникам культуры, безопасности государства, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Также заменить штраф предупреждением будет невозможно, если предприниматель злоупотребляет доминирующим положением на рынке, ведет недобросовестную конкуренцию.

 

А затрагивают ли изменения действующего законодательства органы власти?

- С января 2016 года при повторном ограничении конкуренции должностными лицами органов власти, органов местного самоуправления такие лица подлежат дисквалификации на срок до 3 лет.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении такой категории осуществляется судьями арбитражных судов, которым ФАС России обязана передать дела на рассмотрение после составления протоколов об административных правонарушениях.

 

Для чего законодателем предусматриваются указанные послабления?

- Законодатель идет навстречу предпринимателям и обращается к добросовестности и добропорядочности субъектов экономической деятельности. Соответствующие послабления введены для стимулирования развития экономики, снижения административной нагрузки на бизнес.