Развитие конкуренции на рынке финансовых услуг: планы регуляторов

Этому были посвящены ответы ФАС России и Банка России на вопросы представителей СМИ

26 июня 2017 года в г. Москве на площадке антимонопольного ведомства состоялся совместный брифинг ФАС России и Банка России на тему: «Дорожная карта развития конкуренции на рынке финансовых услуг: ожидаемые результаты».

На вопросы журналистов региональных и федеральных средств массовой информации ответили первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов и заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров.

Прежде чем отвечать на вопросы спикеры обозначили готовность регуляторов к тесному сотрудничеству и объединению имеющихся у них инструментариев для обеспечения развития конкурентной среды на финансовом рынке.

Как отметил Сергей Швецов в рамках своего вступительного слова, развитие конкуренции является необходимым инструментом для реализации стоящих перед Банком России задач по созданию сильного финансового рынка, способного обеспечить потребности как граждан и российской экономики, так и самой финансовой индустрии.

Представители СМИ, пользуясь возможностью получить комментарии регуляторов по тем или иным направлениям «дорожной карты», задавали различные вопросы о ходе, конкретных мерах и предполагаемых результатах реализации включенных в нее мероприятий.

В частности, спикеры от ФАС России и Банка России ответили на вопросы о возможности ограничения доли одного кредитора в расчете среднерыночного значения полной стоимости кредита (ПСК), которое, в свою очередь, в силу закона не может быть превышено участниками рынка более чем на одну треть.

В этой связи спикеры обозначили имеющееся единогласие в части вопроса о необходимости такого ограничения, но при этом также и ведущиеся дискуссии относительно предельного размера доли одного кредитора, который должен учитываться в расчете среднерыночного размера ПСК.

Объясняя необходимость мероприятия, спикеры указали на то, что она вызвана стремлением обеспечить справедливые рыночные условия образования цены на потребительские кредиты и снизить влияние на нее возможных нарушений антимонопольного законодательства со стороны доминирующих игроков.

Что касается рынка ОСАГО, замруководителя ФАС России рассказал о планах по изучению условий оказания страховщикам услуг представительства в регионах с целью проработки предложений по расширению перечня возможных представителей, обратив внимание на предварительно имеющуюся у ведомства позицию о возможности осуществления части их функций любыми юридическими лицами. Кроме того, Андрей Кашеваров сообщил о наличии договоренности направить в Банк России для рассмотрения предложения, направленные на уточнение и детализацию подходов к определению размера расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в зависимости от конкретного экономического региона.

В рамках брифинга также был поднят вопрос о проработке ФАС России и Банком России возможности изменения порядка формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария в целях обеспечения возможности для пользователей услуг оказывать необходимое рыночное влияние на тарифную политику центрального депозитария. В настоящее время, по словам спикеров, возможность такого влияния со стороны всех категорий потребителей требует проведения дополнительного мониторинга и оценки.

Рассказывая о направлении развития конкуренции на рынке форекс-дилеров, спикеры, помимо прочего, сообщили о ведущейся работе по поиску возможных способов исключения практики привлечения клиентов лицами, не имеющими лицензии Банка России, в том числе через обучающие центры. В этой части Банк России и ФАС России уже договорились об обмене информацией о признаках нарушения законодательства о рекламе и при этом не исключают других способов решения этой проблемы, в том числе во взаимодействии с Минобразования России.

В ходе брифинга также был озвучен вопрос о планируемых мероприятиях по пресечению нарушений прав граждан на выбор организаций, включая банки, через которые гражданами могут быть получены социальные и иные виды выплат. К числу таких мероприятий, по мнению ФАС России, должно относиться надлежащее информирование граждан об имеющихся у них правах, дополнительные меры по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства, в связи с чем ФАС России уже достиг определенных договоренностей, в частности, с Минтрудом России, который в рамках своей компетенции проведет разъяснительную работу с органами и организациями, непосредственно организующими в регионах отдельные выплаты.

В рамках обеспечения конкуренции на рынке платежей, как сообщил Андрей Кашеваров, ФАС России в ближайшее время также проведет обсуждение вопроса о введении прямого запрета на включение  в состав тарифов на коммунальные ресурсы услуг сторонних организаций, принимающих платежи населения.

Включение этих расходов в тарифы, по словам представителя ФАС России, влекут как искажение ценовой конкуренции на рынке услуг по приему и переводу денежных средств, поскольку позволяет отдельным банкам не взимать комиссию с граждан напрямую, а делать это через тарифы коммунальных предприятий, но и также приводит к оплате некоторыми гражданами «двойной» комиссии за перевод денежных средств в случае совершения платежей не через тот банк, с которым для этого сотрудничает коммунальное предприятие.

Отвечая на вопрос журналистов о конкретных конкурентных проблемах на рынке лизинговых услуг, Андрей Кашеваров рассказал о некоторых программах субсидирования, в рамках которых субсидии представляются только крупным лизинговым организациям, неоправданно ухудшая тем самым рыночные позиции более мелких игроков. По словам спикера, ФАС России в рамках исполнения «дорожной карты" уже обратился в Правительство Российской Федерации с предложениями изменить правила субсидирования лизинговых компаний для обеспечения конкуренции, в связи с чем в настоящее время заинтересованные ведомства ведут соответствующую работу.

Замруководителя ФАС России также сообщил о проводившемся анализе законопроекта, направленного на регулирование деятельности лизинговых компаний, по результатам которого ведомство предварительно пришло к выводу, что существенного ухудшения конкурентных условий на рынке в результате его принятия не произойдет. Несмотря на то, что некоторая часть участников рынка (оценочно до 2% активов сектора) уйдет с рынка из-за установления требований к собственному капиталу, для них существуют альтернативы, такие как аренда и продажа имущества в рассрочку и другие.

Принятие данного акта в текущей редакции ввиду установления, в том числе, требований о включении лизинговой организации в государственный реестр и формировании детальной отчетности, должно повысить транспарентность рынка, создать дополнительные условия для выработки инструментов развития конкуренции, пресечения и предупреждения нарушений законодательства, включая антимонопольное. По результатам приводящегося анализа рынка ФАС России сформирует окончательную позицию.