Ответственность за нарушение Закона о контрактной системе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Интервью с заместителем руководителя Оренбургского УФАС России Игорем Быховцом

 

- Игорь Анатольевич, обозначьте, какая ответственность предусмотрена за нарушение положений Закона о контрактной системе?

 

- За нарушение положений Закона о контрактной системе предусмотрена административная ответственность в виде административных штрафов, суммы которых довольно значительны.    

Как правило, большинство составов административных правонарушений являются формальными, где назначение наказания не ставится в зависимость от наступления каких-либо неблагоприятных последствий, либо причинение ущерба общественным интересам.

 

- В чем выражаются нарушения и кто может быть привлечен к ответственности?

 

- Зачастую заказчики утверждают аукционную или конкурсную документацию с нарушением требований, установленных Законом о контактной системе. К примеру, устанавливают требования к материалам, ссылаюсь на недействующий ГОСТ, либо в противоречие действующему. В данном случае, в соответствии с п.4 ч.2. ст. 7.30 КоАП РФ, ответственности подлежит должностное лицо, утвердившее документацию, а штраф составляет 3 000 рублей.

- Другим распространенным нарушением является неправомерный отказ в допуске к участию в закупке. Согласно ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, к административной ответственности привлекаются члены аукционной комиссии, принявшие данное решение. Сумма штрафа равна одному проценту от начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 рублей и не более 30 000 рублей.

- Выделяют и такие составы правонарушений, как не размещение заказчиком в единой информационной системе необходимой информации и документов. Как известно, информация должна находится в свободном доступе, быть доступной неопределенному кругу лиц. К примеру, в течение 7 рабочих дней следует размещать в ЕИС отчет об исполнении контракта. В случае не размещения ответственное лицо привлекается по ч.3 ст.7.30 КоАП РФ, штраф - 50 000 рублей. Однако в случае, если сведения опубликованы, но нарушены сроки, то штраф в соответствии ч. 1.4 ст.7.30 равен 15 000 рублей.

- Отметим, что в прошлом году введена новая статья 7.32.5 КоАП РФ, предусматривающая ответственность заказчика за нарушение сроков оплаты по государственным и муниципальным контактам в виде штрафа от 30 000 до 50 000 рублей.

 

- Скажите, каково количество административных дел за нарушение Закона о контрактной системе, рассмотренных Оренбургским УФАС России по сравнению с прошлым годом?

 

- В 2017 году антимонопольным органом рассмотрено порядка 260 административных дел, а в первом полугодии текущего года - уже 226. 

 

- Каковы причины совершения правонарушений?

- Основной причиной совершения ошибок является  отсутствие соответствующих знаний у специалистов при организации закупочных процедур.

На федеральном уровне для решения данной проблемы разработан антимонопольный комплаенс -  единый подход к организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям законодательства. Его внедрение уже с начала следующего года позволит осуществить профилактику и дальнейшее  снижение количества нарушений.

На региональном уровне в Оренбургской области проводятся обучающие семинары, совещания, курсы повышения квалификации, организаторами которых являются Торгово-промышленная палата Оренбургской области, Оренбургский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», конечно, с участием представителей Оренбургского УФАС России.

В мае 2015 года на базе Оренбургского государственного университета открыта базовая кафедра антимонопольного регулирования и организации закупок, осуществляющая подготовку магистров по образовательной программе «Контрактный управляющий» (направление подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление). Первый выпуск студентов состоится уже в конце текущего года. Важно отметить, что ежегодно количество абитуриентов увеличивается, следовательно, спрос на квалифицированных контрактных управляющих растет.

Сотрудниками кафедры разработаны образовательные программы и учебные планы курсов переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, работников бюджетных учреждений по программам «Управление государственными и муниципальными закупками» и «Содействие развитию конкуренции».

В качестве положительного примера следует привести совместную организацию университетом, Министерством образования Оренбургской области и Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области курсов повышения квалификации «Управление государственными и муниципальными закупками» для руководителей и сотрудников образовательных учреждений региона. Полученные знания позволяют избежать ошибок при организации и проведении закупочных процедур. Приятно отметить, что после подобных курсов отмечается снижение количества нарушений.