Интервью с Владимиром Окшиным о работе по развитию конкуренции в регионе

Окшин Владимир Васильевич – руководитель Оренбургского УФАС России

 

- Владимир Васильевич, расскажите более подробно о Национальном плане развития конкуренции, что он устанавливает?

 

- Отмечу, что вопросам развития конкуренции в последнее время уделяется особое внимание.  Если несколько лет назад это являлось проблемой, то на сегодняшний день приняты необходимые меры для ее решения.

Указом Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 утвержден Национальный план развития конкуренции в РФ на 2018-2020 годы. Документ установил приоритеты, цели, основные направления государственной политики по развитию конкуренции. Нормативным актом президента определены принципы взаимодействия государства и общества, предусматривающие нетерпимость к любым проявлениям актов недобросовестной конкуренции и монополизации, обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на всей территории Российской Федерации, стимулирование со стороны государства добросовестных практик осуществления хозяйственной деятельности.

Исполнение Национального плана развития конкуренции будет способствовать повышению удовлетворенности потребителей и экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, а также стабильному росту и развитию многоукладной экономики государства.

 

- Национальным планом развития конкуренции определены ключевые показатели, достижение которых следует обеспечить уже к 2020 году. О каких показателях идет речь?

 

- Первый: обеспечение во всех отраслях экономики, за исключением оборонного сектора и сфер деятельности субъектов естественных монополий, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу. Это означает, что в процессе реализации Указа Президента РФ должно быть обеспечено такое изменение товарных рынков, в том числе в региональном аспекте, когда не остается рынков, где отсутствует конкуренция.

- Второй: двукратное увеличение доли государственных и муниципальных закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

- Третий: двукратное снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны региональных и муниципальных органов власти.

 

- Какая работа по развитию конкуренции проводилась в регионе до утверждения Национального плана развития конкуренции?

 

- Для Оренбургского УФАС России внедрение Национального плана развития конкуренции не является новой вехой, ввиду того, что работа по развитию конкуренции и созданию благоприятной конкурентной среды проводится в Оренбургской области уже на протяжении нескольких лет.

В 2016 году в Оренбургской области принята «дорожная карта» с перечнем приоритетных и социально значимых рынков еще с последующей ежегодной актуализацией. Благодаря этому позиции региона за последние несколько лет показывают значительное улучшение как в рейтинге ФАС России, так и в рейтинге Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

Вопросы Стандартов развития конкуренции в регионе являются одной из тем специализации Оренбургского УФАС России. В последние два года работа Управления по теме специализации получает наивысшую оценку со стороны ФАС России, а по итогам 2016 года в рейтинге субъектов РФ по уровню содействия развития конкуренции Оренбургская область поднялась с 30-го на 8 место.

 

 - Как известно, в процесс организации конкурентной экономической среды включены все уровни власти. Скажите, как Оренбургское УФАС России взаимодействует с Правительством Оренбургской области при развитии конкуренции?

 

- На протяжении четырех лет мы проводим совместную работу с Правительством Оренбургской области по внедрению Стандарта развития конкуренции в регионе.

В 2015 году между ФАС России и Правительством Оренбургской области заключено Соглашение, в рамках которого ежегодно согласовывается и совместными усилиями реализуется План мероприятий. Ключевой раздел - осуществление совместных действий по внедрению Стандарта развития конкуренции на территории Оренбургской области. С июля 2018 года в план мероприятий включен раздел по исполнению Национального плана развития конкуренции.

 

- С какими органами еще осуществляется взаимодействие?

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области заключены соглашения о взаимодействии с прокуратурой Оренбургской области, Министерством внутреннего государственного финансового контроля Оренбургской области, Счетной палатой Оренбургской области.

Межведомственное взаимодействие контролирующих органов осуществляется, прежде всего, в целях совершенствования контроля и надзора за исполнением законодательства в сфере закупок, направленного на создание условий для добросовестной конкуренции и равенства прав участников торгов, эффективного и целевого использования бюджетных средств, выработки совместных решений.
Для предотвращения антиконкурентных действий и преступлений коррупционной направленности Указ Президента определяет порядок взаимодействия с правоохранительными органами.

В Оренбургском УФАС России сложилась практика, что если при рассмотрении жалобы, комиссия антимонопольного органа выявила признаки противоправного, уголовно наказуемого деяния должностных лиц, уполномоченного органа, членов комиссий по закупкам, специализированной организации, то осуществляется передача соответствующих сведений в прокуратуру, УМВД, УФСБ по Оренбургской области, и затем - выработка совместных решений.

Существуют примеры, когда в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий задокументирован факт коммерческого подкупа за отказ от участия организаций в аукционе, организатором которого выступал один из региональных органов исполнительной власти. После получения денежных вознаграждений фигуранты задержаны с поличным, возбуждено уголовное дело. В другом случае, правоохранительные органы возбудили уголовное дело за получение трех миллионов рублей за отзыв жалобы из Оренбургского УФАС России.

Антимонопольный орган принимает активное участие в заседании межведомственных рабочих групп при прокуроре Оренбургской области по вопросам противодействия коррупции, а также преступлениям и правонарушениям в сфере экономики.

 

- Недавно в Правительстве Оренбургской области прошло крупное совещание с участием высших должностных лиц региона и руководства ФАС России. Чему было посвящено такое мероприятие?

 

- 5 июля прошло совещание с участием Губернатора области Юрия Берга и заместителя руководителя ФАС России Сергея Пузыревского по вопросу взаимодействия сторон и развитию конкуренции в Оренбургской области согласно Национальному плану развития конкуренции.

На совещании обсуждались цели и задачи государственной политики по развитию конкуренции в Российской Федерации, итоги выполнения «дорожной карты» развития конкуренции в регионе и предлагаемые изменения в план мероприятий, а также ряд вопросов, касающихся практики применения антимонопольного законодательства и развития конкуренции в Оренбургской области. Подписано Соглашение о взаимодействии между ФАС России и Правительством Оренбургской области. Стороны договорились о сотрудничестве в направлении защиты конкуренции, создании условий для эффективного функционирования товарных рынков и реализации государственной политики по развитию конкуренции в Оренбургской области.

Таким образом, в регионе продолжится совместная работа по развитию и защите конкуренции, созданию условий для эффективного функционирования товарных рынков, повышения инвестиционной активности и уровня конкуренции в государственных, муниципальных и корпоративных закупках, информационной открытости органов власти всех уровней.