Исследование состояния конкурентной среды в Оренбургской области

Интервью с руководителем Оренбургского УФАС России Владимиром Окшиным

 

Владимир Васильевич, в ходе предыдущего разговора о работе по развитию конкуренции в регионе мы подробно поговорили об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции, о реализации Национального плана развития конкуренции в РФ, о межведомственном взаимодействии.

Очевидно, что принятие каких-либо решений, а также разработка конкретных мероприятий по развитию конкуренции опирается на какие-либо аналитические данные. В рамках этого интервью предлагаю поговорить о механизмах, с помощью которых осуществляется изучение социально значимых и приоритетных рынков в Оренбургской области, а также мониторинг состояния конкурентной среды в целом. Его необходимость обусловлена усилением конкуренции на региональных рынках и высокой степенью изменчивости внешней среды в условиях обострения конкуренции, которая оказывает влияние на социально-экономическое развитие территории.

 

- Скажите, какая идея лежит в основе исследования состояния конкурентной среды?

 

- Работа по мониторингу конкурентной среды выстраивается совместно со специалистами Оренбургского государственного университета, которые выступают в качестве разработчиков и экспертов научно-методической базы. Также проводится совместная работа по Соглашению о сотрудничестве между ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» и ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им Н.И. Лобачевского».

Основным инструментом оценки состояния конкурентной среды на региональном рынке является мониторинг.

Мониторинг состояния конкурентной среды представляет собой систематический сбор и обработку информации, которая в дальнейшем используется для принятия управленческих решений по регулированию развития конкуренции на рынках региона.

Результаты мониторинга могут использоваться органами власти для информирования предпринимателей и общественности, а также как инструмент обратной связи при осуществлении проектов или программ развития конкуренции.

Мониторинг состояния конкурентной среды позволяет выявить изменения на локальных рынках товаров и услуг региона, на основании которых будет выработан курс действий органов власти по развитию конкуренции на перспективу.

При проведении мониторинга состояния конкурентной среды на региональном рынке Оренбургской области используются опросы населения, проводимые Оренбургским УФАС России и Оренбургским государственным университетом.

 

- Кто является респондентами данного опроса?

 

- Анкетный опрос проводится среди двух крупных респондентных групп: потребители, с целью выявления удовлетворенности населением качеством товаров и услуг на региональном рынке; предприниматели, с целью выявления условий ведения предпринимательской деятельности.

 

- Подводились ли первые итоги анкетирования?

 

- Конечно, механизм мониторинга был запущен еще в 2016 году, опрошено более 35 тыс. респондентов.

Как показали результаты мониторинга, более половины опрошенных представителей предпринимательского сообщества отметили наличие высокой и умеренной конкуренции на региональном рынке. Большинство опрошенных респондентов отмечают рост числа конкурентов на рынке товаров и услуг и рост количества поставщиков однородных или идентичных товаров и услуг. Так, 50 % опрошенных предпринимателей отметили увеличение числа конкурентов бизнеса.

Представители бизнес-сообщества отметили высокий уровень конкуренции на рынке транспорта, связи, розничной торговли, производства продуктов питания, строительства и рост числа конкурентов на данных рынках. Слабая конкуренция отмечается респондентами на рынке социальных услуг, добычи полезных ископаемых. Основными административными барьерами для ведения или открытия нового бизнеса являются высокие налоги и нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.

Кроме того, респонденты положительно оценили деятельность Федеральной антимонопольной службы и Правительства Оренбургской области, направленную на снижение административных барьеров и развитие конкуренции.

Результаты опроса жителей Оренбургской области – потребителей товаров и услуг позволили выделить ряд сегментов рынка, на которых респонденты отметили завышение цен на товары и услуги, а также низкое качество предоставляемых товаров и услуг. К таким рынкам, по мнению респондентов, относится рынок предоставления медицинских и туристических услуг, а также услуги по детскому отдыху и оздоровлению.

Таким образом, результаты проведенного мониторинга позволили выявлять проблемные сегменты регионального рынка, связанные с развитием конкуренции, выявить административные барьеры, которые наиболее существенны для начала бизнеса и его ведения, возможность их преодоления, а также оценить деятельность органов власти по стимулированию и развитию бизнеса в конкретном сегменте экономики. В свою очередь, «дорожная карта» пополнена новыми рынками: композиционных материалов и рынком туристических и рекреационных услуг.

 

- В настоящее время мониторинг проводится?

 

- Да, в этом году механизм исследования запущен снова. Мониторинг необходимо проводить ежегодно для оценки наличия или отсутствия административных барьеров для субъектов предпринимательской деятельности, состояния конкурентной среды, а также оценки удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг и состоянием ценовой конкуренции на региональном рынке.

В настоящее время проводится анкетный опрос, который позволит актуализировать имеющиеся сведения. Поэтому призываю потребителей и предпринимателей принять активное участие в опросе, заполнив анкету. Форма содержатся на сайте Оренбургского УФАС России в разделе «Главное» - «Потребители и предприниматели! Оренбургское УФАС России приглашает принять участие в анкетировании».

 

- Как оценивается обстановка по развитию конкуренции в регионе?

 

- Согласно рейтингу Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации совместно с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой сформирован рейтинг регионов по уровню содействия развитию конкуренции в 2016 году, где Оренбургская область поднялась с 30-го на 8 место, что позволяет судить о том, что конкуренция развивается достаточным образом.

 

- Все-таки почему ключевым методом исследования состояния конкурентной среды выступает именно мониторинг?

 

- Мониторинг является основным инструментом реализации Стандарта развития конкуренции и оценки состояния конкуренции на региональном рынке. Мониторинг позволяет оценить динамику хозяйствующих субъектов на региональном рынке, административные барьеры входа на рынок, а также экономические и административные ограничения для развития конкуренции.

Тем более, что в Национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 гг. прямо указана необходимость оценки состояния конкуренции в субъектах Российской Федерации, а также изучения степени удовлетворенности потребителей ассортиментом, качеством, ценами на товары, работы, услуги.