Людмила Полубоярова: «Предупреждение – эффективная мера антимонопольного контроля»

Оренбургское УФАС России продолжает еженедельные интервью с должностными лицами антимонопольного органа. Сегодня поговорим с врио руководителя управления – Людмилой Юрьевной Полубояровой и обсудим тему института предупреждений.

 

- Что представляет собой предупреждение как инструмент антимонопольного воздействия?

 

- Предупреждение антимонопольного органа – это акт, выражающий требование прекратить действия (бездействие), содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Обозначу, что механизм предупреждения введен в практику антимонопольной службы в 2011 году. Тогда круг действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, по которым выдавались предупреждения, был ограничен.

Сейчас этот круг значительно расширен и антимонопольный орган выдает предупреждение в случае навязывания невыгодных условий договора, уклонения или отказа от заключения договора, установления различных цен на товары, создания дискриминационных условий, а также в случае осуществления недобросовестной конкуренции.

Что касается нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, зачастую органы управления необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, с нарушениями предоставляют преференции, уклоняются от проведения конкурсных процедур, устанавливают не предусмотренные законодательством дискриминационные условия или требования к хозяйствующим субъектам, либо принимают противоречащие законодательству нормативные акты по данным вопросам.

Важный момент: предупреждение выдается при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а не его факта. Не допускается возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства без выдачи предупреждения.

Тем самым механизм предупреждения позволяет в максимально короткие сроки пресекать антиконкурентное поведение субъектов, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции или ущемлению интересов других лиц.

 

- К вопросу о субъектах. Кому выдаются предупреждения?

 

- К числу таких субъектов Закон о защите конкуренции относит: хозяйствующих субъектов, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, а также иные органы или организации, осуществляющие функции вышеуказанных органов.

 

- Что должно содержать предупреждение?

 

- Существуют определенные требования по содержанию предупреждения. В этом акты обязательно должны у указываться выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения.

Помимо вышеуказанного перечня в предупреждении прописывается срок его исполнения.

 

- Людмила Юрьевна, в течение какого времени предупреждение подлежит исполнению и можно ли продлить этот срок?

 

- Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней.

По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

 

- Какие последствия несет исполнение предупреждения, а также его неисполнение? 

 

- О выполнении предупреждения антимонопольный орган необходимо уведомлять в течение трех дней. При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

- По какой группе нарушений Оренбургское УФАС России чаще всего выдает предупреждения?

 

- В первом полугодии 2018 года Управление Федеральной антимонопольной службы выдало 43 предупреждения.

Часто под внимание антимонопольного органа попадает деятельность страховых организаций.  Механизм выдачи предупреждений страховым компаниям в начале этого года усовершенствован. Ранее выдавались предупреждения общего характера, надлежало издать локальный нормативный акт о недопущении нарушения Закона о защите конкуренции. Однако указанная мера оказалась неэффективной, и правонарушения совершались повторно.

В настоящее время судебной практикой подтверждается, что в качестве устранения последствий правонарушения единственно возможной мерой является исполнение предупреждения в виде предложения перечислить в бюджет денежные средства, полученные по контракту. Порой, суммы составляют более миллиона рублей.

Практика показывает, что страховые компании, подавая заявку на участие в закупке на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, рассчитывают стоимость предложения с нарушением действующих правовых актов. Зачастую при расчете страховой премии не учитываются сведения закупочной документации, информация о переменных коэффициентах (КБМ) страховые получают самостоятельно. Либо данные для расчета коэффициента уровня безопасности (КУБ) в калькулятор, формируемый на сайте Национального союза страховщиков ответственности вносятся страховыми компаниями с нарушениями.

Как правило, такие действия направлены на снижение начальной (максимальной) цены контракта и обеспечения победы в закупке. В то время как, участники, добросовестно определившие стоимость своих предложений на основании документации, лишены возможности стать победителем. Тем самым подобное деяние порождает факт недобросовестной конкуренции в соответствии со статьей 14.8 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с нарушением порядка расчета страховой премии, антимонопольным органом ранее выданы предупреждения ПАО СК «Росгосстрах», ЗАО «МАКС», САО «ВСК», АО «Согаз», ООО «СК Согласие», ООО «Зета Страхование» которые в большей части уже исполнены.

Учитывая вышеизложенное, подчеркну, что что в случае проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по страхованию, участникам необходимо подавать предложение о цене контракта, применять страховые тарифы, используя информацию, содержащуюся в закупочной документации.

 

- Если говорить о предупреждениях, выданных органам власти в текущем году, отмечу перечень рынков, где чаще всего органы управления действуют в противовес антимонопольному законодательству: перевозка пассажиров и багажа автотранспортом, выполнение работ по благоустройству городской среды, размещение наружной рекламы, рынок ЖКХ.

Не зря первым назван рынок перевозки пассажиров и багажа автотранспортом. Наибольшее количество нарушений выявляется именно на данном рынке.

В текущем году администрации Оренбурга выдано 6 предупреждений в сфере пассажирских перевозок, лишь 2 из них исполнено. Исполнение других четырех предупреждений в настоящее время не приостановлено, они обжалуются в суде.

Следует напомнить, что вопросы содействия развитию справедливой и честной конкуренции, в том числе зависящие и от органов власти любого уровня в настоящее время находятся под пристальным вниманием Президента РФ. Запрет органам государственной власти вводить те или иные дискриминационные условия предпринимательской деятельности, а также запрет на необоснованное вмешательство в свободное функционирование товарных рынков путем издания каких-либо актов и решений, приводящих к недопущению или устранению конкуренции – это прямое указание Президента РФ согласно Национальному плану развития конкуренции, утвержденному в декабре 2017 года.

 

- У субъектов хозяйственной деятельности, получивших предупреждение антимонопольного органа и не согласных с выводами ведомства или содержанием документа, возникает вопрос – возможно ли его обжаловать в суде?

 

- Закон о защите конкуренции предусматривает возможность обжалования решений и предписаний антимонопольного органа, однако ничего не говорит о предупреждениях. Вместе с тем, судом признал право на обжалование предупреждений ФАС России. Арбитражное процессуальное законодательство устанавливает общий 3х-месячный срок на обжалование ненормативных актов органов госвласти. Указанный срок начинается с момента, когда субъекту стало известно о нарушении собственного права предупреждением. Иначе говоря, с момента получения предупреждения.  Дела об обжаловании актов антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

Обращаю внимание, что обжалование предупреждения в суде без мотивированного ходатайства в Оренбургское УФАС России о продлении срока исполнения предупреждения в не является основанием для приостановления срока его исполнения и не возбуждения дела антимонопольным органом.