Требования законодательства к рекламе алкогольной продукции

О том какая реклама является рекламой алкогольной продукции и какие требования установлены Законом о рекламе расскажет заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Людмила Полубоярова.

- Людмила Юрьевна, для начала обозначьте, что включает в себя понятие «реклама алкогольной продукции». Какие напитки попадают под него? Считается ли реклама безалкогольного пива рекламой алкогольной продукции?

- Начну с того, чтобы требования и ограничения к рекламе алкогольной продукции, установленные в ст.21 Закона о рекламе, распространяли свое действие на ту или иную информацию, она должна быть признана рекламой, с определенным объектом рекламирования. Как известно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров. Сами по себе слова и выражения: пиво, живое пиво, вина, вина Кубани, алкоголь, и т.д. не могут быть признаны рекламой, поскольку представляют собой обобщенное наименование группы товаров и не позволяют выделить конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес.

Под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. Следовательно, «безалкогольное пиво», «безалкогольное вино» не подпадают под понятие алкогольной продукции.

Отмечу, что требования к рекламе алкогольной продукции, указанные в ст.21 Закона о рекламе также распространяются на рекламу средств индивидуализации алкогольной продукции, их изготовителей или продавцов.

 

- Скажите, какие ограничения установлены законом к рекламе алкогольной продукции? Что не должна содержать такая реклама?

 

- Конечно, не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния. Так же, как и не должна осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции, содержать утверждение о том, что она безвредна или полезна для здоровья человека или упоминать о том, что употребление алкоголя является одним из способов утоления жажды.

В рекламе алкогольной продукции запрещено обращаться к несовершеннолетним, использовать образы людей и животных.

При этом в каждом случае реклама алкогольной продукции должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления. Такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10 % рекламной площади (пространства).

 

- Законом о рекламе установлены определенные требования к месту распространения рекламы алкогольной продукции. Где допускается рекламировать алкогольную продукцию?

 

Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в РФ из выращенного на территории РФ винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

 

- В период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 в перерывах между играми, транслируемых на телевидении, осуществлялась реклама пива. Законно ли это?

 

- До 1 января 2019 года допускается реклама пива и напитков на основе пива во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок (за исключением детско-юношеских спортивных соревнований), а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера.

В период проведения официальных спортивных мероприятий допускается реклама средств индивидуализации юридического лица, которое является производителем пива и напитков на основе пива, средств индивидуализации производимых им товаров только в виде словесных обозначений, - наименование производимой им продукции или наименование производителя - юридического лица, если размещение, распространение данной рекламы осуществляются в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем 100м от таких сооружений.

Допускаются размещение, распространение рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в РФ из выращенного на территории РФ винограда в телепрограммах и в радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени.

 

- Существуют ли какие-то конкретные ограничения, где не должна размещаться реклама алкогольной продукции?

- Да, к ним относятся: периодические печатные издания (за исключением рекламы пива и вина, произведенных в РФ из выращенного на территории РФ винограда, но такая реклама не должна размещаться на первой и последней полосах газет, журналов); детские, образовательные, медицинские, санаторно-курортные, оздоровительные, военные организации, цирки, музеи, библиотеки, планетарии, физкультурно-оздоровительные, спортивные сооружения и на расстоянии ближе чем 100 метров от занимаемых ими зданий.

Запрещена реклама алкогольной продукции в сети «Интернет» (исключение – официальные сайты производителей, продавцов) или с использованием наружной рекламной конструкции; печатных изданиях, аудио- и видеопродукции, предназначенных для несовершеннолетних; на транспортных средствах общего пользования, а также снаружи и внутри зданий, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования.

 

- Какие нарушения выявляются антимонопольным органом чаще всего при рекламе алкогольной продукции?

 

- Вообще, по итогам осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе за прошедший год отмечено сокращение количества нарушений в рекламе алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, по сравнению с предыдущим годом (в 2017 году – 6,05% всех нарушений, в 2016 году – 6,31%).

В 2018 году Оренбургское УФАС России привлекало к ответственности лиц, распространяющих рекламу алкогольной продукции без предупреждения о вреде ее чрезмерного потребления. Кроме этого, выявлены нарушения в местах распространения. Напомню, что в сети «Интернет» распространение рекламы алкоголя категорически запрещено. Разрешено только в стационарных торговых объектах, реализуемых алкогольную продукцию, если объем спирта превышает 5%, в то время как такая реклама фактически распространялась в подъездах жилых домов.

 

- Если жители Оренбургской области заметили нарушение требований, предъявляемых к рекламе алкогольной продукции и местам ее распространения, могут ли обратиться в Оренбургское УФАС России?

 

- Конечно, в этом случае следует написать заявление в антимонопольный орган, приложив к нему документы – доказательства, подтверждающие факт нарушения (как правило, фото).

С требованиями, предъявляемыми к содержанию жалобы и порядку ее подачи можно ознакомиться на нашем сайте  https://orenburg.fas.gov.ru/ в разделе «Обратная связь»-«Порядок обращения в Оренбургское УФАС России».