Чем запомнился год уходящий?

Подходит к концу очередной, 2018 год, это значит, что пора подводить итоги уходящего года и строить планы на будущий 2019 год. Для Оренбургского УФАС России минующий год был знаменательным. О самых интересных делах и достижениях управления поговорим с руководителем Владимиром Окшиным.

 

- Владимир Васильевич, чем запомнится уходящий год?

 

- 2018 год, как и все предыдущие, оказался для антимонопольщиков плодотворным. В этом году осуществлялась работа по реализации Национального плана развития конкуренции в РФ на 2018-2020 годы. Его внедрение для Оренбургского УФАС России не является новой вехой ввиду того, что работа по развитию конкуренции и созданию благоприятной конкурентной среды проводится в Оренбургской области уже на протяжении нескольких лет в том числе в рамках темы специализации, касающейся региональных аспектов конкурентной политики.

 А в конце 2018 года управление включилось в работу по внедрению антимонопольного комплаенса – механизма по предупреждению возможных правонарушений и минимизации антимонопольных рисков. Актуальность данного нововведения обусловлена тем, что около 90% привлекаемых к ответственности юридических лиц, как правило, не понимают, какое именно нарушение законодательства о защите конкуренции они допустили. Как раз внедрение антимонопольного комплаенса способно, с одной стороны, повысить уровень знаний предпринимателей о возможных рисках и способах их устранения, а с другой, снизить административную ответственность в том случае, если такой риск все же наступил. В следующем году планируется активная работа по внедрению данного механизма.

 

- Расскажите о наиболее интересных делах, рассмотренных управлением в 2018 году?

 

- На самом деле таких дел в антимонопольном органе много, но остановлюсь более подробно на нескольких, практика рассмотрения которых представляет особый интерес и в дальнейшем может быть использована другими территориальными органами.

Раскрыт картельный сговор (п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции). Совместные действия двух хозяйствующих субъектов обеспечили победу в аукционе на оказание услуг по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования на территории Абдулинского городского округа третьему хозяйствующему субъекту. Для достижения своей цели участники использовали популярную схему «таран». Антимонопольный орган привел ряд доказательств, позволяющих квалифицировать действия лиц как противоправное.

Нельзя не отметить дело в отношении Оренбургского государственного аграрного университета. За восемь месяцев 2016 года образовательное учреждение заключило 48 договоров с единственным поставщиком на оказание охранных услуг на общую сумму 16 770 840 рублей без проведения конкурентных процедур (ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции). Несмотря на то, что термин «дробление сделки» в законодательстве отсутствует, собранная доказательная база по делу позволила отстоять позицию УФАС в судах апелляционной и кассационной инстанций.

В судебном порядке управление добилось признания недействительными аукциона и охотхозяйственного соглашения, заключенного по его итогам на 49 лет между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области и индивидуальным предпринимателем (ч.1,2 ст.17 Закона о защите конкуренции). Суд поддержал довод антимонопольного органа о том, что неправомерный отказ в допуске к участию в аукционе создавал преимущества для конкретного индивидуального предпринимателя.

Еще одно дело, которое мы считаем уникальным, дело в отношении ФГУП «Промсервис» ФСИН России, занимающегося реализацией продуктов питания и предметов первой необходимости через торговые объекты, расположенные на территории исправительных учреждений УФСИН России по Оренбургской области. Дело в том, что учреждение, являясь торговой сетью, незаконно заключило договора комиссии с юридическим лицом (п. 5 ч.1 ст.13 Закона о торговле). Судом апелляционной инстанции решение Оренбургского УФАС оставлено в силе.

 

- Какое достижение управления считаете главным?

 

- Конечно, это первый выпуск магистрантов базовой кафедры антимонопольного регулирования и организации закупок Оренбургского государственного университета - первой и единственной кафедры в регионе, осуществляющей подготовку контрактных управляющих по программам высшего образования. На рынке труда эта профессия отличается большим спросом. Профессиональный стандарт и принцип профессионализма в сфере закупок предъявляют высокие требования к таким специалистам. Это обусловливает необходимость подготовки кадров, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями в сфере госзаказа.

 

- Какие планы на будущий год?

 

- Как и прежде, основной целью управления является свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России. Наш девиз – законность, равенство, справедливость. Наши ценности – открытость, сотрудничество, эффективность. Усилия антимонопольного органа были и будут направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.