Новое в рекламном законодательстве

Людмила Полубоярова – заместитель руководителя Оренбургского УФАС России о последних изменениях в Федеральный закон «О рекламе»

- Какой сферы коснулись изменения?

- В первую очередь, рекламы алкогольной продукции. С начала текущего года запрещена реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Реклама данной продукции запрещена в периодических печатных изданиях на первой и последней страницах, телепрограммах во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований, на спортивных телеканалах, а также в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от них. До 1 января 2019 года в некоторых случаях разрешалась реклама пива в связи с проведением в России Чемпионата мира по футболу. Сейчас это ограничение не действует. Но в период проведения официальных спортивных мероприятий допускаются размещение такой рекламы, содержащей исключительно наименование производимой продукции или наименование производителя.

Изменения коснулись не только рекламы пива, но и рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации. Она разрешается в телепрограммах и радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени.

- Изменилось что-либо в объемах вещания рекламы?

- Да, на телевидении увеличен лимит рекламной информации с 15% до 20% времени вещания в течение часа. Однако общий лимит размещения рекламы в телепрограммах в течение суток остался на прежнем уровне — 15% времени вещания.

- В большей степени указанные нововведения, наверное, касаются рекламодателей и рекламораспространителей. А что следует помнить гражданам?

- То, что введен запрет на размещение рекламы на квитанциях за услуги ЖКХ, в том числе на оборотной стороне документа. На социальную рекламу и справочно-информационные сведения это требование не распространяется. За нарушение данного положения предусмотрен штраф. На юридических лиц от 100 до 500 тыс. руб., а на должностных - от 4 до 20 тыс. руб.

Но особое внимание граждан хотелось бы обратить на рекламные листовки, имеющие визуальное сходство с квитанциями по оплате жилищно-коммунальных услуг. Нередко их внешний вид и содержание вводят потребителей в заблуждение относительно исполнителя услуг, например, производящем поверку приборов учета водоснабжения у конкретной организации. Уже имеется практика, когда территориальные органы ФАС России признавали такую рекламу недобросовестной и суды поддерживали решение антимонопольного органа.

- Что делать, если замечена такая реклама?

- Гражданин вправе обратиться в антимонопольный орган, подав жалобу. Заявление подается в письменной форме и должно содержать: сведения о заявителе и лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения, существо требований. Документы, подтверждающие нарушение рекламного законодательства, а также личную подпись и дату.