Основные итоги работы Оренбургского УФАС России в сфере закупок

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Интервью с заместителем руководителя управления – Игорем Быховцом

 

- Игорь Анатольевич, какова тенденция 2018 года? Количество жалоб снизилось?

 

 - Да, в 2018 году количество жалоб снизилось. Так, на действия заказчиков в прошлом году поступило 790 жалоб, что на 519 меньше, чем в 2017 году (1309 жалоб). В большинстве случаев, поводом для обращения заявителей в антимонопольный орган являлось обжалование положений документации об электронном аукционе. Основные нарушения, выявленные при рассмотрении жалоб, заключаются в том, что заказчики нарушают требования к описанию объекта закупки.

 

- Во многих ли обращениях подтвердился факт нарушения?

 

Практически в 30-ти процентах жалобы были признаны обоснованными. Так, только в 241 случае выявлены нарушения, а в 308 – жалобы признаны необоснованными. В случае подтверждения фактов нарушения заказчикам выдавались соответствующие предписания. В 2018 году государственным и муниципальным заказчикам выдано 164 предписания об устранении допущенных нарушений.

В других 241 случаях жалобы были либо отозваны, либо возвращены заявителям. Основной причиной возврата жалоб по-прежнему является невыполнение обязательных требований к содержанию жалобы, в частности: пропуск сроков для обжалования, а также отсутствие электронной цифровой подписи на жалобах, поданных посредством электронной почты. 

 

- В каких сферах нарушения встречаются чаще всего?

 

- В 2018 году выявлялись многочисленные нарушения, допускаемые заказчиками при проведении аукционов на выполнение ремонтных работ в учебных заведениях, а именно необоснованно устанавливались излишне детализированные требования к материалам и к инструкции по заполнению заявки. В итоге сформировать надлежащую заявку на участие в аукционе удавалось немногим, остальные же участники до участия просто не допускались. Подготовка ненадлежащей документации заказчиками, а иногда просто халатное отношение к ее разработке, может приводить к срыву учебного процесса, поскольку устранение допущенных нарушений требует дополнительного времени и, как следствие, оттягивает срок проведения ремонта, который необходимо завершить в летний период. 

 

- Как обстоят дела со штрафами? Сколько лиц привлечено к ответственности?

 

- Несмотря на снижение количества жалоб, в 2018 году увеличилось количество административных дел в отношении должностных лиц, допустивших нарушение законодательства о закупках с 264 в 2017 году до 350 в 2018 году.  В 305 случаях вынесены постановления о наложении штрафа на общую сумму 3 млн 428 тыс. 700 рублей. 97% штрафов уже уплачены, денежные средства поступили в бюджет.

В большинстве случаев должностные лица привлечены к административной ответственности за нарушение способа осуществления закупки, утверждение документации об электронном аукционе с нарушением установленных правил описания объекта закупки, а также за нарушение заказчиком срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг).

 Например, за нарушение способов осуществления закупки в 2018 году ряд директоров образовательных учреждений привлечены к административной ответственности. Минуя конкурентные способы осуществления закупок, закупки на выполнение капитального ремонта незаконно осуществлялись у единственного поставщика.

 

- Сколько лиц занесено в реестр недобросовестных поставщиков?

 

- В прошлом году рассмотрено 84 обращения заказчиков о включении сведений об участниках закупок в Реестр недобросовестных поставщиков, 16 из них закончились для подрядчиков включением в Реестр, что лишает их возможности участвовать в торгах ближайшие два года. Наиболее частым основанием для обращения заказчиков в УФАС для включения сведений в РНП является неисполнение подрядчиком обязательств по договору (односторонний отказ от исполнения контракта).

 

- Принимает ли антимонопольный орган какие-либо меры, направленные на повышение правовой грамотности заказчиков, участников?

 

- Конечно.  Оренбургское УФАС России не только пресекает выявленные факты нарушения законодательства о контрактной системе, но и принимает все необходимые меры по их предупреждению: участвует в семинарах, круглых столах, а также в курсах повышения квалификации, доводя до заказчиков изменения, которые были внесены в закон, в т.ч. указывая на типичные нарушения, выявляемые в ходе проверок и недопустимость их совершения.

Оренбургский государственный университет совместно с Оренбургским УФАС России осуществляют подготовку контрактных управляющих с высшим образованием (магистратура). Доступны также программы переподготовки и повышения квалификации в сфере управления государственными и муниципальными закупками.

Кроме этого, 10 апреля 2018 года Оренбургское УФАС России проведет публичное обсуждение правоприменительной практики в сфере Закона о закупках и Закона о контрактной системе. Опыт предыдущего года, колоссальное количество участников и представителей заказчика показали, что мероприятие носит прикладной характер. Узнать полезную информацию из уст сотрудников управления о типичных нарушениях в аукционной документации, основных изменениях в законодательстве о закупках – все это позиционируется как некий «ликбез» в вопросах закупочной деятельности. Мероприятие пройдет в молл «Армада».  Дополнительную информацию можно получить на нашем сайте.