Как внедрить антимонопольный комплаенс?

В ходе предыдущего разговора с заместителем руководителя Оренбургского УФАС России Людмилой Полубояровой мы говорили о том, что представляет собой антимонопольный комплаенс, чем обусловлена необходимость его внедрения, кому и в какие сроки следует внедрить данный механизм.

Сейчас обозначим несколько важных моментов, касающихся процедуры внедрения комплаенса.

 

- Наверняка у представителей органов власти возникает вопрос: с чего начать внедрение антимонопольного комплаенса? Скажите, что следует сделать в первую очередь?

 

- Первым этапом внедрения антимонопольного комплаенса является издание правового акта, который должен содержать информацию об уполномоченном подразделении (должностном лице), о коллегиальном органе; требования к порядку выявления и оценки рисков; порядок ознакомления служащих (работников); порядок проведения обучения на регулярной основе служащих (работников) органа власти требованиям антимонопольного законодательства и комплаенса; меры, направленные на осуществление органом власти контроля за функционированием комплаенса; ключевые показатели эффективности реализации мероприятий комплаенса; порядок оценки эффективности организации органом власти комплаенса.

Отмечу, что уполномоченное подразделение или должностное лицо орган выбирает самостоятельно. Здесь нет прямого указания на то, что это должен быть только правовой отдел или экономический отдел, либо какой-то другой. Решение принимается органом самостоятельно, исходя из организационной структуры, штатной численности, полномочий и наличия необходимых ресурсов для уполномоченного подразделения.

 

- Следующий этап – выявление комплаенс-рисков. Как это происходит?

 

- Рекомендуется последовательно ответить на три вопроса: что из антимонопольного законодательства может быть нарушено органом власти (группы антимонопольных запретов и ограничений); кем это может быть нарушено (где встречается, в работе каких управлений, подразделений); как (или чем) это может быть нарушено (через какой правовой механизм или процессуальное действие).

Далее следует провести анализ нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года, анализ действующих нормативных правовых актов и их проектов, мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства, разработку и поддержание в актуальном состоянии методики выявления внутренних и внешних рисков нарушения антимонопольного законодательства, систематическую оценку эффективности разработанных и реализуемых мер контроля, проводить  регулярные проверки для выявления остаточных рисков.

Среди возможных рисков: антиконкурентные соглашения, нарушение порядка проведения торгов, не исполнение предупреждение и т.д.

 

- После того, как уполномоченное подразделение или должностное лицо органа власти выявило комплаенс-риски наверняка с ними предстоит проводить работу. Какую?

 

- На основе анализа нарушения антимонопольного законодательства, проведенного органом власти, составляются карты рисков. Это матрица, в которой перечисляется уровень риска (низкий, незначительный, существенный, высокий) и последствия для органа. Например, при низких рисках вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов отсутствуют, а при высоких, наоборот, существует риск выдачи предупреждения и (или) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и (или) привлечение к административной ответственности (штраф, дисквалификация).

Но мало лишь оценить риски, необходимо предпринять ряд мер для предотвращения их наступления. Так, рекомендуется составить «дорожную карту», которая будет содержать наименование мероприятия, описание действий, направленных на исполнение мероприятий, должностное лицо (структурное подразделение) органа власти, ответственное за исполнение мероприятия, срок исполнения мероприятия, показатели выполнения. В разрезе каждого риска описываются конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.

Из года в год в дорожной карте могут оставаться мероприятия, которые оказались эффективными. Те мероприятия, которые оказались неэффективными должны корректироваться или исключаться.

 

- Должен ли орган как-либо оценивать эффективность внедрения антимонопольного комплаенса?

 

- Безусловно. Оценка эффективности проделанной работы ведется по ключевым показателям. Осуществляется коллегиальным органом. Так называемый «внешний аудит», «независимый арбитр», члены которого могут не обладать специальными знаниями, но смогут оценить мероприятия и выразить мнение о том, будут работать внедренные механизмы или нет.