Предупреждения антимонопольного органа
Уже много раз говорили о способах пресечения антимонопольным органом нарушений в сфере антимонопольного законодательства. Говорили о мерах реагирования, в том числе о мерах административного реагирования, о случаях, когда антимонопольный орган неизбежно накладывает на то либо иное лицо весомые суммы штрафов.
А сегодня поговорим с заместителем руководителя Оренбургского УФАС России Людмилой Полубояровой о такой мере пресечения нарушений как предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
- Предупреждение – это что? Это некая мера воздействия со стороны антимонопольного органа?
- Предупреждение представляет собой документ установленной формы, выдаваемый антимонопольным органом в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и (или) ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.
Данная мера не устраняет и не смягчает ответственность за совершение правонарушения в сфере антимонопольного законодательства, но устанавливает новый механизм пресечения нарушений, позволяющий лицу, в действиях которого усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, устранить их в добровольном порядке и избежать в последствии административной ответственности.
- Кому выдаются предупреждения?
- Предупреждения выдаются хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, органам государственной власти, органам местного самоуправления иным организациям, осуществляющим функции государственных органов, в действиях которых антимонопольным органом будут усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства, а также в случаях, связанных с недобросовестной конкуренцией.
- Чем предусмотрена возможность выдачи предупреждения? Существует ли порядок выдачи предупреждений?
- Возможность выдачи предупреждения предусмотрена статьей 39.1 Закона о защите конкуренции. Причем, предупреждения об устранении действий (бездействий) которые нарушают антимонопольное законодательство антимонопольный орган выдает не по своему желанию или желанию должностного лица, а в ряде конкретных случаях, которые определены законом о защите конкуренции. Порядок выдачи предупреждения и его формы утверждается Федеральной антимонопольной службой.
- Что содержит предупреждение?
- Предупреждение всегда выдается с указанием конкретного перечня действий, необходимых для выполнения лицом кому оно выдается. Предупреждение содержит в обязательном порядке выводы о наличии оснований для выдачи предупреждения, т.е. описание обстоятельств – какие именно действия лица привели к нарушениям антимонопольного законодательства. Содержит указание на срок исполнения предупреждения и устанавливается срок, в течении которого необходимо отчитаться в антимонопольный орган о факте исполнения предупреждения.
- Существуют ли последствия неисполнения предупреждения?
- В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения, а в последующем возможно привлечение к административной ответственности.
- Возможно ли продлить срок исполнения предупреждения?
- Да возможно, но лицо кому выдано предупреждение должно предоставить мотивированное ходатайство с указанием причин продления срока. Антимонопольный орган рассматривает данное ходатайство и при наличии достаточных доказательств о невозможности выполнении предупреждения в установленные сроки может продлить его.
- А если лицо не согласно с выданным предупреждением?
- Лицо, которому выдано предупреждение вправе обжаловать его в судебном порядке.