Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение
Недобросовестная конкуренция является частым предметом споров. Людмила Полубоярова, заместитель руководителя Оренбургского УФАС России, рассказала о запрете на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение.
- Людмила Юрьевна, что же является целью данной формы недобросовестных действий?
- Цель заключается в привлечении потребительского спроса путем создания у покупателей ложного представления о тех или иных качествах реализуемого товара и (или) о своей квалификации как участника рынка. Такие действия отвлекают потребителя от добросовестных участников рынка и создают у потребителей определенное впечатление о товаре и его свойствах, которые не соответствуют действительности.
- Каким образом недобросовестный хозяйствующий субъект может распространять такую информацию, которая вводит в заблуждение потребителей?
- Спектр распространения информации, которая вводит в заблуждение потребителей, велик: СМИ, видеообращение, радиосообщение, размещение информации на упаковках товарах.
- Посредством каких форм проявляется введение в заблуждение?
- Существует 4 формы:
1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;
4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.
- В случаях, когда истинное место происхождения товаров, и то место, где товар якобы произведен, имеют равную репутацию у потребителей в отношении данных товаров, как в этом случае квалифицируются действия предполагаемого нарушителя?
- В данном случае потребители относятся с безразличием к месту происхождения товаров. И поэтому в данном случае обман не влияет на перераспределение потребительского спроса и соответственно, не может предоставлять нарушителю преимущества в предпринимательской деятельности.
-А приведите пример, когда гражданин может обратится в ФАС с целью установления в действиях производителя признаков недобросовестной конкуренции?
- Давайте представим, что гражданин купил упаковку молока. Изучив требования технических регламентов, ГОСТов он понял, что состав купленного им молока не соответствует нормативным требованиям (по содержанию витаминов, микроэлементов и т.д.). После чего он может обратится в антимонопольный орган с жалобой, ФАС проанализирует рынок и будет устанавливать факт неконкретного нарушения нормативных актов в сфере регламентации пищевой продукции, а влияние на конкуренцию в целом на рынке молочной продукции.