• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Реклама финансовых услуг

Публичные обсуждения правоприменительной практики в сфере рекламы прошли, а вопросы остались.

Заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Людмила Полубоярова рассказала о рекламе финансовых услуг.

- Людмила Юрьевна, кто может рекламировать финансовые услуги и финансовую деятельность?

- Финансовые услуги могут осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации, либо включенные в соответствующий реестр, поэтому реклама указанных услуг, не соответствующая таким требованиям, не допускается. В связи с чем, Законом о рекламе установлены специальные требования и ограничения к рекламе финансовых услуг

- Какие существуют требования рекламного законодательства, предъявляемые к рекламе финансовых услуг?

- Финансовые услуги в настоящее время пользуются большим спросом, в первую очередь среди физических лиц, поэтому, достоверность рекламы и соответствие ее законодательству имеет существенное значение для защиты экономических прав граждан. В такой рекламе акцент ставится на доверие к компании, оказывающей соответствующие услуги, в связи с чем - рекламодатели зачастую используют все средства, чтобы продемонстрировать стабильность своего бизнеса. Под воздействием рекламы потребитель зачастую руководствуется эмоциями, а не объективными достоинствами или недостатками рекламируемого товара. Часто потребители рекламы не могут принять взвешенное, обдуманное решение в вопросах инвестирования, что делает их легкой добычей недобросовестных рекламодателей.

В рекламе финансовых услуг в обязательном порядке необходимо указывать наименование или имя лица, оказывающего данные услуги, - это является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Потребителю важно знать какое лицо делает заманчивое предложение о денежных вложениях.

- Что же не должно быть в рекламе таких услуг?

- Реклама финансовых услуг и финансовой деятельности не должна:

-содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности, т.е. доходности вложений, в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности не может быть определена на момент заключения соответствующего договора. Поскольку, гарантируя эффективность деятельности и доходность вложений или обещая ее в будущем, рекламодатель может не достигнуть желаемого результата и неизбежно введет потребителей в заблуждение, поскольку результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем.

-не должна умалчивать об иных условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую они понесут, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее (за нарушение данной нормы установлен наибольший размер штрафа – на д/л от 20 до 50 тыс.руб., на юр/лиц – от 300 до 800 тыс. руб).

- Какие условия в рекламе финансовых услуг необходимо указывать?

-  Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга – например, «кредит», которая направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к кредиту, отсутствие которой - приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Например, процентная ставка является существенным условием договора банковского вклада, которое необходимо указывать в рекламе. Срок действия процентной ставки (в год, в месяц) также относится к существенным условиям банковского вклада. Процентная ставка напрямую зависит от суммы вклада, срока вклада, вида валюты. Следовательно, эти условия также должны быть указаны в рекламе.

Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях оказания финансовых услуг может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой, поэтому информация о возможности уточнения непосредственно в организации подробностей о рекламируемой финансовой услуге не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение.