Жалобы на государственные и муниципальные закупки: статистика I полугодия 2020 года

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

О результатах работы Оренбургского УФАС России в сфере государственных и муниципальных закупок, в том числе в рамках национальных проектов, расскажет в нашем интервью заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Игорь Быховец

 

- Здравствуйте, Игорь Анатольевич! Расскажите, пожалуйста, об итогах работы Управления в данной сфере. Были ли зафиксированы Оренбургским УФАС России какие-либо нарушения законодательства о контрактной системе, в том числе - при расходовании средств, выделенных на реализацию национальных проектов?

 

- Добрый день! В I полугодии 2020 года в Оренбургское УФАС России поступило 483 жалобы на действия заказчиков при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд. Среди принятых к рассмотрению жалоб чуть более 30% были признаны обоснованными, в то время как за аналогичный период 2019 г. обоснованными были признано порядка 50%.

Среди жалоб, признанных обоснованными, около 20% были поданы на действия заказчиков при осуществлении закупок в рамках национальных проектов – «Жилье и городская среда», «Безопасные качественные автомобильные дороги», «Демография», «Здравоохранение», «Культура», «Образование».

Так, наибольшее количество жалоб - 33 было подано в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». Как правило, объектом обжалования были закупки, связанные с благоустройством общественных территорий муниципальных образований Оренбургской области.  Заказчики допускали нарушения при описании объекта закупки, требований к составу заявки, требований к участникам аукциона, что могло бы привести к ненадлежащему исполнению условий контракта, и, соответственно, неэффективному использованию бюджетных средств, выделенных в рамках национального проекта.  

В целях устранения допущенных нарушений заказчикам выдавались соответствующие предписания (67 в рассматриваемом периоде) вплоть до отмены итогов аукциона. Поэтому Оренбургское УФАС России регулярно обращает внимание Заказчиков на необходимость профессионального подхода при разработке положений любой аукционной документации, а уж тем более связанной с реализацией национальных проектов.

 

- Очевидно, что процедуры, связанные с выделением и освоением средств, направляемых на реализацию национальных проектов, должны осуществляться одновременно с организацией действенного контроля в данной сфере. Каким образом антимонопольный орган осуществляет контроль за данными закупками?

 

- Полномочия антимонопольного органа по контролю в сфере закупок закреплены Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с этим Законом, антимонопольный орган осуществляет контроль проведения закупок посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

 

-  Что служит основанием для проведения внеплановых проверок?

 

- Основанием для проведения внеплановых проверок служат жалобы участников закупок, подаваемые на действия заказчиков при проведении ими закупок для государственных и муниципальных нужд, а также иные сообщения, свидетельствующие о допущенных нарушениях законодательства о контрактной системе. Если говорить о статистике, то в рассматриваемом периоде проведено 33 проверки. В 3 случаях выявлены факты нарушения законодательства о контрактной системе.

 При этом, Оренбургское УФАС России активно осуществляет взаимодействие с УМВД России по Оренбургской области, УФСБ по Оренбургской области, СУ СК по Оренбургской области, прокуратурой Оренбургской области (районными и городскими прокурорами) в целях предупреждения и пресечения фактов преступных действий должностных лиц, ответственных за осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд. И в рамках данного взаимодействия особое внимание уделяется именно национальным проектам.

 

  - Закон о контрактной системе предоставляет защиту не только участникам закупок, но и защищает самих заказчиков от недобросовестных поставщиков. Скажите, пополняется ли реестр недобросовестных поставщиков новыми участниками? Принималась ли во внимание ситуация с объявленной пандемией короновируса?

 

- В отчетном периоде в Оренбургское УФАС России поступило 114 обращений заказчиков о включении в РНП подрядчиков, которые уклонились от подписания выигранного ими контракта либо подрядчиков, которые не исполняют принятые на себя обязательства по контракту.   При этом, часто победители поясняют, что причиной не подписания ими контракта служат технические сбои: отсутствие интернета, поломка компьютера на котором установлена ЭЦП. А зачастую это невнимательность и халатное отношение к своим обязанностям, в результате чего потребность заказчика остается не реализованной. Также встречались случаи, когда подрядчик обосновывал неисполнение контракта пандемией короновируса (хотя обязательства в рамках договора должны были быть исполнены еще до наступления пандемии).  В каждом конкретном случае Комиссия Оренбургского УФАС России дает соответствующую правовую оценку каждому доводу.

Так, за прошедшие полгода Оренбургским УФАС России было включено в РНП 46 записей об участниках, уклонившихся от подписания контракта и участниках, которые не исполнили свои обязательства по контракту.

 

- Привлекались ли должностные лица к административной ответственности за нарушение требований законодательства о контрактной системе?

 

- В первом полугодии 2020 года Оренбургским УФАС России рассмотрено 178 административных дел, возбужденных по фактам нарушения законодательства о контрактной системе. Наибольшее количество рассмотренных дел было возбуждено по фактам утверждения заказчиками документации об аукционе с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а также по фактам нарушения порядка опубликования информации в рамках исполнения контрактов и способов осуществления закупок. В 146 случаях административные дела завершились вынесением административного наказания в виде штрафа. Общая сумма наложенного штрафа составила 1 903 000 рублей.

 

- Спасибо!