Интервью: антимонопольный контроль в сфере электроэнергетики

Электроэнергия играет важную роль в быту современного человека, сопровождая его повсюду. Каждый из нас пользуется бытовой техникой, банкоматами, компьютерами — все эти и многие другие привычные каждому вещи не способны функционировать без постоянного электроснабжения. Именно поэтому любые перебои в подаче электроэнергии, а особенно долговременные, зачастую имеют негативные последствия.

Сегодня о том, когда отключение электричества законно, а когда нет расскажет заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Полубоярова Людмила Юрьевна.

 

- Добрый день, Людмила Юрьевна! Расскажите, пожалуйста, каким образом антимонопольный орган осуществляет контроль правомерности отключений электроэнергии?

 

- Здравствуйте! Оренбургское УФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства об электроэнергетике в соответствии с Федеральным законом №35-ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003г. В том числе – контроль за соблюдением основных положений о функционировании розничных рынков электрической энергии, которыми предусмотрено, что ограничение в подаче электрической энергии допустимо, но при соблюдении определенных требований.

Так, вышеуказанными положениями установлено, что подача электроэнергии должна осуществляться потребителю круглосуточно, бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

 

- В каких случаях отключение электроэнергии будет законно, а в каких нет?

 

- Еще на этапе технологического присоединения предприятию-потребителю электроэнергии присваивается одна из трех возможных категорий надежности в зависимости от вида осуществляемой им деятельности.

Категорией надежности определяется максимально допустимое число часов ограничения режима потребления в год и срок восстановления энергоснабжения.

Как правило, потребителям - физическим лицам присваивается третья категория надежности. Это означает, что перерыв в электроснабжении для них допустим, но не более 72 часов в год, включая срок восстановления электроснабжения, и не более 24 часов подряд. В течение данного времени сетевая организация, обслуживающая сети, обязана предпринять все возможные действия для скорейшего устранения причины перерыва в снабжении электроэнергией потребителей.

 

- То есть если у потребителя отсутствует электроэнергия в течении 24 часов, то он вправе обратиться в ваше Управление с заявлением?

 

- Да, конечно. За несоблюдение требований законодательства, предусматривающих допустимое число часов отключения в год, и нарушение сроков восстановления подачи электроэнергии предусмотрена административная ответственность для сетевых организаций, осуществляющих передачу электрической энергии по своим сетям.

При этом, потребитель должен понимать, что антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовые споры. То есть если по вине сетевой организации из-за перебоев в электроснабжении у потребителя вышли из строя электроприборы, то с данным вопросом ему нужно обращаться не в антимонопольный орган, а в суд.

 

- Какая существует административная ответственность для сетевой организации за такое нарушение действующего законодательства?

 

- Кодексом об административных правонарушениях РФ за несоблюдение допустимого числа отключений электроэнергии в год предусмотрена административная ответственность для юридических лиц до 500 тысяч рублей. Если в течение года сетевая организация повторно совершает административное правонарушение, то штраф составит до одного миллиона рублей.

Отмечу, что только за 2020 год антимонопольным органом привлечены к административной ответственности четыре субъекта рынка электрической энергии. Общая сумма штрафов составила около полумиллиона рублей.

 

- Спасибо!