Интервью: Ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов

Антиконкурентные соглашения сводят на нет работу естественных рыночных регуляторов и влекут за собой серьезные негативные последствия для экономики и потребителей. Именно поэтому они входят в число основных угроз для рыночной экономики.

Выявление и пресечение таких соглашений, в том числе картелей, является одним из важнейших направлений деятельности антимонопольного органа.

Сегодня о понятии антиконкурентного соглашения, об ответственности за его заключение, а также о возможном освобождении от нее расскажет в нашем интервью заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Игорь Быховец.

 

- Добрый день, Игорь Анатольевич! Что же такое антиконкурентные соглашения и каковы последствия их заключения для участников рынка?

 

- Добрый день! Антиконкурентное соглашение – это форма монополистического объединения хозяйствующих субъектов, результатом которого является их взаимовыгодное сотрудничество вместо ожидаемого потребителями соперничества между ними. Иными словами, антиконкуретное соглашение — это сговор.

В законе о защите конкуренции закреплено в целом понятие соглашения – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. 

Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения предусмотрен статьями 11,16 п.1 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

Так, антимонопольным законодательством запрещены горизонтальные (картели), вертикальные, иные виды соглашения, соглашения хозяйствующих субъектов и органов власти, заказчиков и участников торгов, а также запрещена координация экономической деятельности.

К последствиям заключения антиконкурентных соглашений относят, например, установление или поддержание цен на (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок, повышение, снижение, поддержание цен на торгах, сокращение или прекращение производства товара, раздел товарного рынка и др.

 

- Какая ответственность предусмотрена для участников подобных соглашений?

 

- За нарушение требований статей 11,16, п.1 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. В связи с этим, в случае установления антимонопольным органом нарушения антимонопольного законодательства в виде заключения соглашения и/или участия в таком соглашении, хозяйствующий субъект и его лица могут быть привлечены к административной ответственности, а при определенных обстоятельствах должностные (физические) лица могут быть привлечены к уголовной ответственности. Административное наказание предусмотрено статьей 14.32 КоАП РФ.

Важно учитывать, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности виновное физическое лицо, равно как и привлечение к ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо.

- Можно ли быть освобожденным от административной ответственности в случае заключения антиконкурентного соглашения?

 

-Законодательство об административных правонарушениях содержит положения, в соответствии с которыми компания, заключившая антиконкурентное соглашение, может быть освобождена от ответственности. Условия освобождения от административной ответственности закреплены в примечании к статье 14.32 КоАП РФ.

Освобождению от ответственности подлежит лицо первым добровольно заявившее в антимонопольный орган о заключении недопустимого соглашения и выполнившее в совокупности следующие условия:

- на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

- лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

- представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

 

- Представление каких документов будет свидетельствовать о выполнении компанией этих условий?

 

- Во-первых, заявителем должны быть представлены документально подтвержденные новые доказательства, то есть доказательства сговора которых нет в распоряжении антимонопольного органа. Это может быть переписка посредством электронной почты, аудиозаписи или протоколы встреч, данные о взаимосвязях между лицами, информация о времени, месте и иных обстоятельствах, при которых была достигнута антиконкурентная договоренность.

Во-вторых, заявитель должен подтвердить отказ от дальнейшего участия в сговоре. О таком отказе свидетельствует не только сообщение об этом в самом заявлении, но и, например, сведения о новых торгах, при проведении которых заявитель конкурирует с остальными компаниями – участниками «раскрываемого» сговора или иная информация, которая свидетельствует о том, что заявитель более не соблюдает антиконкурентную договоренность.

В-третьих, представленные документы должны быть достаточными для установления сговора.

Условия, перечисленные в примечании к статье 14.32 КоАП РФ, считаются соблюденными, если обращение состоялось до оглашения решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.

 

 - Спасибо!