И снова о важном: внедрение и реализация антимонопольного комплаенса органами власти и хозяйствующими субъектами

Тема внедрения и реализации органами власти и хозяйствующими субъектами антимонопольного комплаенса который год не теряет своей актуальности. Сотрудники Оренбургского УФАС России становятся частыми гостями семинаров и лекций в рамках различных образовательных программ, где выступают перед слушателями с докладами на указанную тему.

Мы уже знаем, что антимонопольный комплаенс является современным инструментом управления комплаенс-рисками, превентивной мерой возникновения ситуаций комплаенс-рисков и механизмом их минимизации для целей предупреждения нарушений антимонопольного законодательства.

Мы решили напомнить читателям о том, что такое антимонопольный комплаенс, каковы его цели и механизмы. В нашем интервью расскажет об этом подробнее заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Людмила Полубоярова.

 

- Добрый день, Людмила Юрьевна! Начнем по порядку - что представляет собой антимонопольный комплаенс?

 

- Здравствуйте! Антимонопольный комплаенс – это совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения. Это своего рода элемент системы управления рисками (риск-менеджмент), разработанный в целях предотвращения наступления рисков нарушения антимонопольного законодательства и, как следствие, применения санкций со стороны антимонопольного органа.

Для большего понимания кратко расскажу, как это работает. Например, правовые акты, принимаемые региональными органами власти и муниципалитетами, еще на стадии разработки проходят оценку на предмет соответствия нормам антимонопольного законодательства. Данную работу проводят соответствующие уполномоченные лица органа. Неоднократно выявлялись случаи, когда те или иные акты содержали признаки ограничения конкуренции. Это касается, в частности, сферы пассажирских перевозок, когда требования к участникам конкурса были завышены, не обоснованы. То есть, предварительный анализ акта позволяет своевременно выявить нарушение и предотвратить его еще на стадии разработки документа без выдачи предупреждений и предписаний антимонопольным органом.

 

-  Какие цели преследует антимонопольный комплаенс?

 

- Как видно из примера, в первую очередь, данный механизм направлен на обеспечение соответствия деятельности органа власти и хозяйствующего субъекта требованиям антимонопольного законодательства. Во-вторых, это профилактика нарушений со стороны вышеуказанных лиц, и, как следствие, сокращение количества нарушений. В-третьих, реализация антимонопольного комплаенса способствует повышению уровня правовой культуры в органах власти и организациях.

 

-  Существует такое понятие как комплаенс-риски. Как их выявить?

 

-  Для того, чтобы выявить комплаенс – риски, рекомендуется последовательно ответить на три вопроса: что из антимонопольного законодательства может быть нарушено (группы антимонопольных запретов и ограничений); кем это может быть нарушено (где встречается, в работе каких управлений, подразделений); как (или чем) это может быть нарушено (через какой правовой механизм или процессуальное действие).

Далее следует провести анализ допущенных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года, анализ действующих нормативных правовых актов и их проектов, а также мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства. Помимо этого, необходимо разработать и поддерживать в актуальном состоянии методику выявления внутренних и внешних рисков нарушений антимонопольного законодательства, проводить систематическую оценку эффективности разработанных и реализуемых мер контроля, осуществлять регулярные проверки для выявления остаточных рисков.

В качестве примеров возможных рисков приведу следующие: заключение антиконкурентных соглашений, нарушение порядка проведения торгов, не исполнение предупреждения и т.д.

 

- В случае выявления уполномоченным подразделением или должностным лицом органа власти, хозяйствующего субъекта комплаенс-рисков, какую работу необходимо с ними провести?

 

- На основе проведенного анализа допущенного нарушения антимонопольного законодательства составляются карты рисков. Это своего рода матрица, в которой перечисляется уровень риска (низкий, незначительный, существенный, высокий) и последствия для субъекта. Например, при низких рисках вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов отсутствуют, а при высоких, наоборот, существует риск выдачи предупреждения и (или) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и (или) привлечение к административной ответственности (штраф, дисквалификация).

Но мало просто оценить риски, необходимо предпринять ряд мер для предотвращения их наступления. Так, рекомендуется составить «дорожную карту», которая будет содержать наименование мероприятия, описание действий, направленных на исполнение мероприятий, должностное лицо (структурное подразделение) субъекта, ответственное за исполнение мероприятия, срок исполнения мероприятия, показатели выполнения. В разрезе каждого риска описываются конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.

Из года в год в «дорожной карте» могут оставаться мероприятия, которые оказались эффективными. Те мероприятия, которые не показали своей эффективности, должны корректироваться или исключаться.

 

- Должен ли орган власти или хозяйствующий субъект как-либо оценивать эффективность внедрения антимонопольного комплаенса?

 

- Безусловно. Оценка эффективности проделанной работы ведется по ключевым показателям. Осуществляется она коллегиальным органом - так называемым «внешним аудитом», «независимым арбитром», члены которого могут не обладать специальными знаниями, но смогут оценить мероприятия и выразить мнение о том, будут работать внедренные механизмы или нет.

 

 - Спасибо!