Интервью: Телефонный спам. Всегда ли это законно и как от него избавиться?

Каждый из нас хоть раз получал на свой номер телефона нежелательные сообщения или звонки рекламного характера, но далеко не каждый знает, что в ряде случаев такая реклама будет противоречить требованиям рекламного законодательства.

В каких случаях это будет нарушением закона и грозить рекламораспространителю штрафом, что делать и куда обращаться в таких случаях потребителю, а также какие меры принимает ФАС России и операторы связи в целях борьбы с телефонным спамом расскажет заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Людмила Полубоярова.

 

- Здравствуйте, является ли распространение среди абонентов рекламных звонков и смс-рекламы нарушением законодательства о рекламе?

- Добрый день! Само по себе распространение рекламы среди абонентов посредством звонков и смс-сообщений нарушением действующего законодательства конечно не является, однако, часть 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. №38-ФЗ строго регламентирует, что распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента на ее получение.

Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

При этом обязанность доказать факт наличия согласия абонента возложена на рекламораспространителя. Поэтому рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы. В случае отсутствия такового, действия рекламораспространителя будут нарушать требования закона о рекламе.

 - Каким образом потребитель может дать свое согласие на получение рекламы?

Потребитель может дать свое согласие различными способами: при заполнении анкеты на получение какой-либо дисконтной карты в магазине, карты лояльности, либо при заполнении анкеты на сайте в сети Интернет.

Помимо этого, согласие потребителя на получение любой рекламной информации может быть получено поставщиком услуг связи при заключении абонентского договора. Именно поэтому потребителю необходимо внимательно ознакомиться со всеми разделами договора, прежде чем его подписать. В случае несогласия на получение информации рекламного характера следует это обозначить в соответствующем поле документа.

- То есть при приобретении абонентского номера у оператора связи клиент чаще всего автоматически дает свое согласие на рекламу?

- В некоторых договорах на оказание услуг оператора связи присутствует пункт «согласие на получение рекламы, в том числе от третьих лиц». То есть, фактически, согласие будет дано автоматически при подписании такого договора.

При этом отмечу, что в большинстве случаев оператор, по сути - поставщик услуг связи, только обеспечивает подключение к сети электросвязи и не осуществляет непосредственно распространение рекламы, то есть рекламораспространителем не является. Однако, он может предоставить свою базу абонентов третьему лицу - рекламораспространителю для смс-рассылки.

-  Как быть, если сначала гражданин дал согласие, а потом захотел его отозвать? Предусмотрена такая возможность?

- Безусловно. Законом о рекламе такая возможность предусмотрена. Потребителю необходимо обратиться к рекламораспространителю с требованием прекратить рекламную рассылку, причем лучше оформить его в виде письменного заявления. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с требованием прекратить распространение информации рекламного характера.

Продолжение рассылки рекламы абоненту, выразившему письменный отказ от получения СМС-рекламы, будет свидетельствовать о нарушении оператором связи Федерального закона "О рекламе", что, в свою очередь, является поводом для обращения в антимонопольный орган с заявлением.

- Куда обращаться потребителю, если ему поступают звонки или смс-сообщения, содержащие рекламу, без его предварительного согласия?

- Прежде всего потребителю необходимо удостоверится, что информация, поступившая на абонентский номер, является рекламой.

Обозначу критерии рекламы. Во-первых, это информация, распространенная любым способом, в любой форме и любыми средствами. Во-вторых, она должна быть адресована неопределенному кругу лиц. В связи с этим, обращаю внимание, что индивидуальные, персонализированные предложения, поступившие абоненту, не будут являться рекламой.

Помимо этого, в случае если сообщение направлено на привлечение внимания к товару, услуге или организации, оно признается рекламным. Если же такой цели у сообщения нет - информационным.

Если поступившую посредством звонка или смс информацию вы все же идентифицировали как рекламу и уверены, что своего согласия на ее получение вы не давали, то вы вправе обратиться с заявлением в антимонопольный орган.

Однако, до обращения в антимонопольный орган с заявлением настоятельно рекомендуем выполнить следующие действия.

Для начала внимательно прочитайте договор на оказание услуг мобильной связи, заключенный с оператором связи. Как правило, в договоре абонент ставит галочку в графе «Согласен на получение рекламных сообщений», или, наоборот, не ставит в графе «Не согласен получать рекламные сообщения».  Затем, желательно ознакомиться с Правилами (условиями) оказания услуг связи (довольно часто Правилами предусмотрено право оператора на рассылку рекламы, в том числе от других компаний).

Следующий шаг - обратиться к оператору связи с заявлением об отказе получать на свой мобильный телефон рекламные сообщения в том случае, если ваше согласие на получение рекламы в перечисленных выше документах присутствует.

Если после всех вышеперечисленных действий реклама продолжает поступать на ваш абонентский номер, то это уже повод обратиться к нам.

При этом, заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением доказательств, подтверждающих факты, указанные в заявлении. Т.е. нужно приложить копии вашего обращения к оператору мобильной связи с приложением доказательств его получения оператором (должна быть отметка о его принятии или почтовое уведомление о его доставке), скриншоты рекламных сообщений с экрана мобильного телефона, поступивших после обращения к оператору с требованием прекратить распространение рекламы, детализации выписки по абонентскому номеру за период получения рекламы, копии договора с оператором на оказание услуг мобильной связи.

Также важный момент – к заявлению необходимо приложить согласие на раскрытие тайны связи, выраженное в письменной форме и удостоверенного личной подписью, на получение доступа антимонопольного органа к сведениям о ваших сообщениях.

За последние полгода Оренбургским УФАС России было рассмотрено значительное количество заявлений на поступающую посредством звонков или смс рекламу, однако некоторые заявители не прикладывали к своему заявлению согласие на раскрытие тайны связи, на дополнительные запросы антимонопольного органа не отвечали, в связи с чем рассмотреть заявления по существу не представлялось возможным.

Обращаю внимание, что при подаче такого обращения гражданин не должен доказывать, что не давал согласия на получение рекламы. Обязанность по приведению доказательств о наличии согласия абонента на получение рекламы Законом возложена на рекламораспространителя. В случае, если он не докажет, что согласие абонента было получено, реклама может быть признана ненадлежащей, а к рекламораспространителю могут быть применены санкции в соответствии с КоАП РФ.

- Какая ответственность предусмотрена за распространение рекламы без согласия? И можете привести конкретный пример из практики Оренбургского УФАС России?

- Ответственность предусмотрена КоАП РФ в виде административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. руб., на должностных лиц от 4 до 20 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 до 500 тыс. руб.

В качестве примера - буквально в середине мая должностное лицо управления вынесло в отношении банка «Русский Стандарт» постановление о наложении штрафа в размере 150 тыс. руб. именно за распространение рекламы в отсутствие согласия абонента.

- Скажите, предпринимает ли ФАС России какие-то меры по противодействию нежелательным звонкам?

- 3 июня в рамках Петербургского международного экономического форума ФАС России и операторы связи подписали меморандум по противодействию голосовым вызовам абонентам, совершенным с нарушением требований рекламного законодательства.

В целях защиты абонентов от получения нежелательных вызовов, в том числе от голосовой рекламы, операторы связи разработали бесплатные антиспам-сервисы, блокирующие поступление спам-звонков. Такая блокировка будет происходить только с согласия абонентов и защищать их, в том числе от телефонного мошенничества.

 - Спасибо!