В Оренбургском УФАС прошли ежегодные Публичные обсуждения

 

20 апреля 2023 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области состоялись ежегодные публичные обсуждения правоприменительной практики по итогам 2022 года.

В мероприятии приняли участие представители местных и региональных органов власти, ВУЗов, общественных организаций, субъектов естественных монополий, бизнеса, а также члены Общественного совета при Оренбургском УФАС России.

Открыла мероприятие руководитель Управления Полубоярова Людмила Юрьевна, поприветствовав участников и озвучив ключевые темы публичных обсуждений, среди которых изменения в законодательстве, регулирующие антимонопольную, закупочную и рекламную сферу; практика выявляемых нарушений и меры для их предотвращения.

Заместитель начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Екатерина Олеговна Четверикова рассказала о сложившейся практике применения антимонопольного и рекламного законодательства в регионе, типичных нарушениях, которые выявлялись в последние время и наиболее значимых делах.

Наиболее часто хозяйствующими субъектами нарушается норма закона, которая запрещает установление и поддержание монопольно высокой цены. Хозяйствующие субъекты в виду того, что для них не предусмотрено государственное регулирование цен устанавливают, их по своему усмотрению. Однако необходимо отметить, что такие действия признаются злоупотреблениями, поскольку в каждом случае лицо, занимающее доминирующее положение на рынке, обязано подтвердить экономическую обоснованность цены соответствующими затратами.

 

Большое количество нарушений антимонопольного законодательства фиксируется на рынке технологического присоединения к электрическим сетям, среди таких нарушение сроков выполнения мероприятий, а также необоснованный отказ от заключения договора.

Ответственность за нарушение Правил технологического присоединения к электрическим сетям предусмотрена статьей 9.21 КоАП, стоит отметить, что административное наказание по данной статье не подлежит замене на предупреждение, а административный штраф исходя из норм КоАП оплатить в размере половины назначенного не представляется возможным.

В завершении блока про антимонопольный контроль Екатерина Олеговна напомнила о важности соблюдения порядка обращения в антимонопольный орган. (подробнее с можно ознакомиться по ссылке

«Жалоба может быть подана в произвольной письменной форме или в форме электронного документа, в случае подачи жалобы в форме электронного документа жалоба должна быть подписана электронной подписью», - отметила Екатерина Четверикова.

Переходя к теме контроля за соблюдением рекламного законодательства, заместитель начальника отдела сообщила, что в 2022 году наибольшее количество нарушений связано с распространение рекламы без согласия абонента (ч.1 ст.18 №38-ФЗ). Стоит отметить, что ФАС России и операторы связи нашли решение проблемы СПАМ-рекламы без согласия абонента.

«В 2022 году ФАС России совместно с операторами связи запустили сервис для оперативной блокировки СПАМ-рекламы. С помощью специальной формы абонент может оставить жалобу на поступившую голосовую или смс-рекламу и оперативно получить ответ от своего оператора. Ожидается, что блокировка нежелательной рекламы будет происходить в течение 72 часов», - сообщила Екатерина Олеговна.

Завершая доклад, Екатерина Олеговна напомнила об административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ, за нарушение рекламного законодательства.

Далее в рамках повестки ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Оренбургского УФАС России Дусаев Данияр Кубынгалеевич рассказал о частых нарушения, допускаемых Заказчиком в рамках 44-ФЗ, среди которых неустановление в извещении о закупки дополнительных требования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. № 2571, размещение в ЕИС ответа на запрос разъяснений положений извещения о закупке без указания предмета запроса.

Кроме прочего Оренбургским УФАС России также фиксируются нарушения и в рамках так называемого «национального режима», когда в извещении о проведении закупки устанавливаются требования в соответствии с несколькими Постановлениями Правительства Российской Федерации.

В завершении доклада Данияр Дусаев рассказал о поступивших в антимонопольный орган обращений о включении в РНП. В большинстве случаев основанием для включения явилось неисполнение контракта. Причинами, которые не позволили поставщику исполнить условия контракта назывались: короткие сроки исполнения контракта, повышение цен на рынке, введенные санкции, отказ контрагентов от поставки товаров и др.

«Хотелось бы отметить, что необходимо неукоснительно соблюдать требования законодательства о контрактной системе как заказчиками, так и подрядными организациями в ходе осуществлении закупок с целью достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд», - обратился к участникам докладчик.

Начальник отдела контроля органов власти Оренбургского УФАС России Барсова Марина Александровна рассказала о ключевых показателях развития конкуренции, о методах предупредительного контроля в органах власти.

Спикер отметила, что антимонопольное регулирование прежде всего ориентировано на профилактику, предотвращение и недопустимость совершения антимонопольного нарушения. Предостережения и предупреждения антимонопольного органа являются эффективными правовыми средствами антимонопольного контроля.

Кроме прочего, Марина Александровна рассказала о преимуществах антимонопольного комплаенса. Антимонопольный комплаенс – это внутренняя система мер и процедур, которые направлены на предупреждение нарушения антимонопольного законодательства(АМЗ). Оренбургское УФАС России рекомендует хозяйствующих субъектам внедрить данную систему для снижения рисков нарушения АМЗ, а также, чтобы обезопасить организацию от негативных последствий, вызванных такими нарушениями.

В завершении своего доклада Марина Александровна напомнила о реформе унитарных предприятий.

«В связи с изменениями, внесёнными в Закон «о защите конкуренции», ранее созданные унитарные предприятия должны до 1 января 2025 года реорганизоваться в АО или ООО при осуществлении деятельности на конкурентных рынках, реорганизоваться в учреждения для решения социальных задач или ликвидироваться», - обратила внимание начальник отдела контроля органов власти.

Начальник отдела контроля финансовых рынков, информации и анализа Гисс Анастасия Эдуардовна довела информацию о фактах пресечения картельных сговоров и способах защиты прав предпринимателей, в результате нарушения АМЗ третьими лицами.

 Целью государственной политики является, в том числе развитие малого и среднего предпринимательства на территории региона. Задача антимонопольного органа сформировать благоприятные условия конкуренции в т.ч. на торгах, пресечь негативное влияние картелей на экономику.

«Заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, либо участие в нем, влечет за собой наложение административного штрафа как на должностных лиц, так и на юридических лиц», -  отметила Анастасия Эдуардовна.

В завершении мероприятия спикеры ответили на вопросы частников. Ответы на все вопросы, включая заранее поступившие опубликованы в картинках ниже.