Вчера в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области состоялась пресс- конференция по итогам работы управления в 2008 году.
В ходе пресс – конференции представители региональных СМИ задавали вопросы, касающиеся мониторинга рынка цен на нефтепродукты.
По данному вопросу Руководитель Оренбургского УФАС России Владимир Окшин ответил следующее:
- В соответствии с Планом работы ФАС России по анализу товарных и финансовых рынков и перечня рынков для ежегодного исследования территориальными органами ФАС России на 2008 год, а также по собственной инициативе Управления было исследовано 124 региональных и локальных рынков товаров и услуг, в связи с чем в 2008 году Оренбургским УФАС России по собственной инициативе были возбужденны дела в отношении ООО "Орскнефтепродуктсервис", ОАО "Оренбургнефтепродукт", ООО "ТК"Петрол", ООО "ТТТ" по признакам нарушения ст.11, выразившегося в одновременном повышении розничных цен на нефтепродукты до одного уровня. В отношении ООО "ТТТ" и ООО "Орскнефтепродуктсервис" производство по делу прекращено, т.к. в ходе рассмотрения установлено, что: повышая розничные цены на нефтепродукты, ОАО «Оренбургнефтепродукт» и ООО «ТК «Петрол», и обладая рыночной властью, получили возможность воздействовать на общие условия обращения на рынке розничной реализации нефтепродуктов. Другие участники рынка /ООО «ТТТ» и ООО «Орскнефтепродуктсервис»/, имея возможность легко отслеживать действия названных хозяйствующих субъектов по установлению цен и при наличии незначительных объемов товара, не имели возможности воздействовать на общие условия обращения данного товарного рынка и вынуждены были действовать так же. Повышение цен указанными хозяйствующими субъектами было вынужденным. ОАО "Оренбургнефтепродукт" и ООО "ТК"Петрол» были признаны нарушившими Закон «О защите конкуренции». Указанным хозяйствующим субъектам было выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Данное решение не было обжаловано. Предписание исполнено в установленный срок.
Помимо этого были заданы вопросы, касающиеся сферы контроля за размещением заказов.
По данному вопросу Руководитель Оренбургского УФАС отметил следующее:
- В Оренбургское УФАС России поступила 231 жалоба участника размещения заказа за 2008 год, что сравнительно больше 2007 года (112 жалоб)
В результате контрольной деятельности Оренбургским УФАС России выявлены следующие основные нарушения:
- заказчики не устанавливают значения критериев оценки заявок на участие в конкурсе и не определяют порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;
- заказчики устанавливают в конкурсной документации, в документации об аукционе к участникам размещения заказа требования о представлении документов, не предусмотренных Законом о размещении заказов;
- члены конкурсной, аукционной, котировочной комиссии необоснованно отказывают в допуске к участию в конкурсе, в запросе котировок.
Наиболее распространенными нарушениями явились:
- заключение договоров без проведения процедур, предусмотренных Законом;
- требования к участникам либо к заявке противоречат Закону;
- критерии оценки противоречили требованиям Закона;
- критерии, значимость критериев, порядок оценки, по которым выбран победитель, не указаны в конкурсной документации либо отличаются от указанных в конкурсной документации;
- требования к заявке и участникам противоречат Закону.
За 2008 год Оренбургским УФАС России были рассмотрены административные дела, возбужденные по признакам нарушения законодательства о размещении заказов. По результатам рассмотрения данных дел должностные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Общая сумма наложенных штрафов составила 490 тыс. рублей.
Так же были заданы вопросы о касающиеся нарушений в сфере предоставления услуг электро- энергии, газоснабжения, а так же сферы рекламы.
По данным вопросам было сказано следующее:
- Основные нарушения субъектов, занимающих доминирующее положение выявлены на рынке предоставления услуг электро-теплоэнергии, связи, газоснабжения.
В большинстве выявленных нарушений, нарушителями являются хозяйствующие субъекты, относящиеся к естественным монопонополиям.
Нарушения устранялись в добровольном порядке, а так же путем исполнения предписаний, выданных Управлением по итогам рассмотрения дел.
При осуществлении контрольных функций в сфере рекламной деятельности, в целях профилактики нарушений требований законодательства РФ о рекламе Управление оказывает консультативную помощь по вопросам применения законодательства о рекламе. Данная практика позволяет значительно снизить количество нарушений законодательства о рекламе, поскольку в процессе рассмотрения проектов рекламы выявляются признаки нарушения законодательства о рекламе, о чем информируется обратившаяся за консультацией сторона.
Самыми распространенными нарушениями законодательства РФ о рекламе в 2008 году являлись факты распространения рекламы пива без сопровождения предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива, а также рекламы медицинских услуг, без предупреждения о необходимости получения консультации специалистов.
За период 2008 года не отменено ни одно решение принятое Управлением по делам возбужденным по признакам нарушения законодательства о рекламе.
В целях профилактики нарушений законодательства РФ о рекламе Оренбургским УФАС России проводятся семинары для рекламодателей и рекламорапространителей, в ходе которых до сведения приглашенных доводятся последние изменения в рекламном законодательстве, даются консультации.