Интервью с Людмилой Полубояровой
Сегодня заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Людмила Юрьевна Полубоярова расскажет об антимонопольном регулировании предоставления государственных и муниципальных преференций.
- Что такое государственная или муниципальная преференция?
- В 2009 году были внесены изменения в определение государственной или муниципальной преференции.
Если говорить простым языком, то государственная или муниципальная преференция представляет собой предоставление органами власти льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности на рынке.
Государственные и муниципальные преференции могут быть предоставлены путем:
- передачи государственного или муниципального имущества в исключительном порядке без проведения торгов;
- предоставления имущественных льгот (в том числе льгот по арендной плате;
- предоставления государственных или муниципальных гарантий.
- На какие цели может быть предоставлена государственная или муниципальная преференция?
- Федеральный Закон «О защите конкуренции» содержит исчерпывающий перечень целей, на которые могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции. Например, такие как:
1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
2) развития образования и науки;
3) проведения научных исследований;
4) защиты окружающей среды;
5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;
7) развития физической культуры и спорта;
8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
9) производства сельскохозяйственной продукции;
10) социального обеспечения населения;
11) охраны труда;
12) охраны здоровья граждан;
13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
- Куда обратиться хозяйствующему субъекту за предоставлением преференции?
- Законом «О защите конкуренции» установлен единый порядок предоставления преференций.
По общему правилу государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
Хозяйствующий субъект с пакетом документов и заявлением предусмотренным Законом о защите конкуренции обращается в администрацию муниципального образования.
Далее муниципальное образование направляет заявление о предоставлении преференции с пакетом документов в антимонопольный орган.
- Всегда ли необходимо согласовывать предоставление государственной или муниципальной преференции с антимонопольным органом?
- Федеральным законом «О защите конкуренции» предусмотрены исключения, когда преференции предоставляются без согласования с антимонопольным органом:
1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;
2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;
4) в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.
- Может ли хозяйствующий субъект ежегодно обращаться с заявление о предоставлении государственной или муниципальной преференции?
- Предоставление муниципальных преференций в порядке п. 9 ч. 1 ст. 17. 1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» предусмотрено как исключительная мера, которая не может применяться к одним и тем же хозяйствующим субъектам систематически из года в год.
За последние годы наметилась тенденция снижения количества обращений органов власти с заявлениями о предоставления государственных и муниципальных преференций.