Интервью: стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии

Одним из существенных условий надлежащего регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в энергетическом секторе российской экономики, а также эффективной работы в этом направлении контролирующих органов является наличие полной и своевременной информации.

Ввиду этого в целях поддержания здоровой конкурентной среды и, соответственно, ограничения монополистической деятельности в российском законодательстве закреплены требования о раскрытии субъектами рынков электрической энергии определенной информации.

Сегодня о стандартах раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии поговорим с заместителем Оренбургского УФАС России Полубояровой Людмилой Юрьевной.

 

- Добрый день, Людмила Юрьевна! Что же такое стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии?

 

-  Здравствуйте!  Под Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии подразумевается порядок, способы и сроки размещения такой информации в целях обеспечения доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели ее получения, а также предоставление информации субъектами рынков электрической энергии заинтересованным лицам по их запросам. Утверждены Стандарты Постановлением Правительства РФ от 21 января 2004 г. №24 и их требования являются обязательными для субъектов оптового и розничного рынка электрической энергии.

 

- Каким образом субъекты оптового и розничного рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию?

 

-  Информация должна быть раскрыта следующими способами: публикация в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ публикуются официальные материалы органов государственной власти; в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином определяемом Правительством РФ официальном сайте в сети «Интернет», в том числе – данная информация должна быть предоставлена заинтересованным лицам по письменному запросу.

 

- Какие основные нарушения выявляются при проверке размещения информации?

 

-  Отмечу, что наиболее распространёнными нарушениями являются: ненадлежащее размещение информации на официальном сайте (например, отсутствие системности размещения в разделах сайта, нарушение хронологического порядка документов, отсутствие грамотного наименования документа), несвоевременное размещение информации на официальном сайте, размещение информации обязательной к раскрытию на иных сайтах, без указания ссылки и прочее.

Помимо этого, выявлялись случаи преднамеренного неразмещения информации в следствие некорректного прочтения норм действующего законодательства.

Например, Стандартами определена необходимость размещения информации о выделенных оператором подвижной радиотелефонной связи абонентских номерах или об адресах электронной почты, предназначенных для направления потребителю электрической энергии, потребителю услуг по передаче электрической энергии уведомления о введении полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Сетевые организации не размещают данный вид информации, мотивируя это тем, что в разделе «Контакты (Контактная информация)» присутствуют все номера телефонов и адреса электронной почты организации, либо тем, что названная информация указана в договоре с потребителем. В связи с этим размещение дополнительных номеров телефонов они посчитали неактуальным.

Напомню также, что субъекты рынков электрической энергии в обязательном порядке должны публиковать годовую финансовую отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством РФ осуществлялась аудиторская проверка). Помимо этого, подлежит публикации в полном объеме бухгалтерская отчетность организации с полной информацией об имущественном и финансовом положении субъекта.

 

- Какая ответственность предусмотрена за неразмещение информации субъектом оптового или розничного рынка электрической энергии?

 

- Нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации, либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, а на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

-  Что посоветуете субъектам рынка электрической энергии для того, чтобы опубликованная информация была доступна и понятна конечному потребителю?

 

- Прежде всего в целях надлежащего оформления и наполнения официального сайта субъектам рекомендуется осуществление регулярного контроля за изменениями действующего законодательства. Это позволит организации оперативно размещать информацию в установленный срок, систематизировать размещаемую на официальном сайте информацию по разделам для упрощения возможности поиска необходимых сведений. Помимо этого, необходимо обеспечить надлежащую техническую поддержку сайта для его корректной работы, а именно ликвидировать «неактивные» ссылки, исключить необходимость предварительного скачивания файла для ознакомления с ним, а также использовать в работе сайта программы, адаптированные для всех видов устройств.

 

- Спасибо!