Интервью: О некоторых вопросах антимонопольного контроля за рекламой алкогольной продукции
В последнее время все более актуальной становится тема незаконного распространения рекламы алкогольной продукции.
Подробнее о процедуре контроля антимонопольного органа за распространением такого вида информации расскажет в нашем интервью заместитель руководителя Оренбургского УФАС России Людмила Юрьевна Полубоярова.
Добрый день, Людмила Юрьевна! Для начала давайте разберемся, разрешена ли вообще реклама алкогольной продукции?
- Здравствуйте! Реклама алкогольной продукции допустима, но в строгом соответствии с нормами статьи 21 Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе».
Стоит отметить, что реклама алкоголя с содержанием этилового спирта 5 и более процентов объема готовой продукции разрешена только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.
Вместе с тем, в каждом конкретном случае такая реклама должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкоголя.
А безалкогольное пиво можно рекламировать?
- Безалкогольное пиво законодательно не относится к алкогольной продукции, поэтому требования, связанные с рекламой алкоголя, на него не распространяются.
Тем не менее, в рекламе безалкогольного пива должно быть крупно и контрастно указано «0% алкоголя», т.е. должен быть четко виден безалкогольный характер такого напитка.
Если же говорить о распространении рекламы на радио, то реклама безалкогольного пива не предусматривает наличия в рекламе пиктограммы, которая указывает на безалкогольный характер напитка. Данное указание должно быть доведено до потребителя рекламы в аудиоряде рекламного ролика четким и разборчивым голосом.
Нередко на вывесках магазинов встречаются рекламные слоганы «разливное», «пенное»?
- Подтекст устойчивого рекламного выражения всегда агитационный, подводящий к действиям. Его основная функция — создание у потребителей нужного образа продукта, вызов доверия и побуждение к покупке.
Закон о рекламе указывает на то, что реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов; содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды и т.д.
Если говорить конкретно про фразы «пенное», «разливное» и тому подобное, то в случае, если речь идет о специализированном магазине, который реализует именно такую продукцию, вывеска с данным слоганом будет указывать на профиль деятельности данной организации. Законодательством это не запрещено.
В рамках антимонопольного контроля, были ли выявлены нарушения установленных законом норм?
- Да, антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В качестве примера, Оренбургским УФАС России было возбуждено дело в отношении индивидуального предпринимателя в части незаконного распространения рекламы алкогольной продукции.
Суть нарушения заключалась в следующем. Несмотря на то, что законодательством реклама алкогольной продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в рассматриваемом нами случае, информация о продаже алкогольных напитков распространялась через панорамное окно магазина, выходящего на улицу.
Это позволяло лицам, находящимся за пределами стационарного торгового объекта, знакомится с ее содержанием, и наоборот, невозможность просмотра рекламы внутри помещения, а это уже является нарушением установленных законом норм.
В данной связи антимонопольным органом было принято решение о признании рекламы алкогольной продукции, размещаемой индивидуальным предпринимателем ненадлежащей и выдано предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
Какая ответственность предусмотрена за такие виды нарушений?
Предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для граждан - в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; для должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; для юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
- Спасибо!