Контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд на территории Оренбургской области

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Оренбургское УФАС России) осуществляет антимонополь­ный контроль на территории Оренбургской области.

В сферу деятельности Оренбургского УФАС России входит:

  • защита конкуренции, в том числе предупреждение и пресе­чение монополистической дея­тельности и недобросовестной конкуренции;
  • контроль за соблюдением субъектами естественных моно­полий законодательства о есте­ственных монополиях;
  • контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
  • контроль за соблюдением законодательства в сфере разме­щения заказов.

Основные направления в сфере контроля за размещением госу­дарственного заказа - это непо­средственно контроль за дей­ствиями государственных и муниципальных заказчиков в целях предотвращения наруше­ния ими законодательства о раз­мещении заказов, выявление и пресечение их неправомерных действий, а также, что очень важно, полноценное обеспече­ние законных интересов и прав участников размещения заказа.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размеще­нии заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муници­пальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществле­ние контроля в сфере размеще­ния заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государствен­ных нужд», Административным регламентом Федеральной анти­монопольной службы по исполне­нию государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполно­моченного органа, специализиро­ванной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для госу­дарственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, в целях защиты прав и законных интересов участников размещения государственных и муниципаль­ных заказов, а также повышения эффективности их размещения Оренбургским УФАС России осу­ществляется работа по рассмотре­нию жалоб участников размеще­ния заказов.

В 2011 г. в Оренбургское УФАС России поступило свыше 839 жалоб участников размещения заказа на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специа­лизированной организации либо конкурсной, аукционной, котиро­вочной или единой комиссии, что говорит о возросшей динамике их поступления в сравнении с 2010 г. (511 жалоб).

Среди жал об, принятых к рассмо­трению, около половины признаны обоснованными. Государственным и муниципальным заказчикам выдано более 260 предписаний, что практически в два раза превышает общее количество выданных пред­писаний в 2010 г.

Статистический анализ посту­пающих жалоб показывает, что основное количество жалоб участ­ников размещения заказа посту­пает на действия областных и муниципальных заказчиков.

В качестве основных наруше­ний, допускаемых при разме­щении заказа, можно назвать:

  1. Несоответствие требова­ний, установленных заказчиком в извещении о проведении аукци­она и документации об аукционе. Например, в извещении содер­жится требование по обеспече­нию исполнения контракта, а в документации об аукционе данные сведения отсутствуют; отличаются сведения о количестве поставляе­мого товара, а также сроки подачи заявок. Данные нарушения порой кажутся незначительными, объяс­няются заказчиками как техниче­ские опечатки, но в итоге приводят к продлению процедуры разме­щения заказа и, соответственно, к затягиванию сроков заключения контракта.
  2. Установление заказчиком не предусмотренных законодатель­ством требований к участникам размещения заказа. Например, выставление требований к ква­лификации участников размеще­ния заказа и производственным мощностям.
  3. Установление заказчиком тре­бования о представлении в составе заявки документов и сведений, не предусмотренных Законом о раз­мещении заказов. Например, доку­ментов, подтверждающих качество товара (в т. ч. сертификатов), в слу­чае если они передаются вместе с товаром при его поставке.
  4. Включение в состав одного лота товаров (работ, услуг), тех­нологически не связанных между собой.
  5. Включение в документацию об аукционе указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фир­менные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование произ­водителя, место происхождения товара, ведущие к ограничению количества участников размеще­ния заказа. При этом, как правило, заказчиком довольно часто указы­ваются такие сведения, которые имеют непосредственное отноше­ние к производителю товаров.
  6. Указание в документации об аукционе товарного знака без сопровождениями его словами «или эквивалент» (за исключением случаев необходимости совмеще­ния закупаемого товара с товаром, уже используемым заказчиком) и без указания значений эквивалент­ности поставляемого товара, т.е. без предоставления возможности поставки аналогичного товара, а порой даже лучшего качества, чем установлено заказчиком в доку­ментации об аукционе.
  7. Нарушение сроков предо­ставления разъяснений положе­ний документации об аукционе. Как правило, подача заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме сопрово­ждается направлением запросов участников размещения заказа о разъяснении положений докумен­тации об аукционе. Закон о раз­мещении заказов устанавливает сроки, в течение которых заказ­чик (уполномоченный орган) обя­зан предоставить разъяснения участнику размещения заказа, его направившему, и разместить их на официальном сайте. Однако, как показывает практика, установлен­ные для дачи разъяснений сроки заказчиками (уполномоченными органами) не соблюдаются. Кроме того, выявлялись также случаи, когда вопреки установленным тре­бованиям разъяснения не предо­ставлялись вовсе. Также хотелось бы отметить, что выявляются слу­чаи, когда разъяснения положений документации об аукционе факти­чески меняли её суть, что является недопустимым.
  8. Необоснованный допуск организации к участию в открытом аукционе в электронной форме или, напротив, необоснованное отклонение заявки на участие в торгах при рассмотрении первых частей заявок, в т. ч. по основаниям, не предусмотренным действую­щим законодательством. Здесь особое внимание должно уде­ляться анализу заявок на пред­мет соответствия характеристик предлагаемого к поставке товара (работ, услуг) характеристикам товара (работ, услуг), установлен­ным документацией об аукционе.
  9. Необоснованный допуск организации к участию в открытом аукционе в электронной форме или необоснованное отклонение заявки на участие в торгах при рас­смотрении вторых частей заявок.
  10. Нарушение требований к содержанию протоколов, пред­усмотренных Законом о разме­щении заказов. Как правило, это нарушение становится след­ствием невнимательного отноше­ния к установленному Законом о размещении заказов порядку их составления и нередко приводит к подаче необоснованных жалоб участниками размещения заказов.
  11. Несвоевременное разме­щение информации, подлежащей опубликованию, и (или) ее несвоев­ременное направление оператору электронной площадки. Проблема несвоевременного размещения информации часто связана с пре­кращением действия электронной цифровой подписи лица, уполно­моченного действовать от имени заказчика, сбоями в работе сети заказчика, что, однако, не снимает с него обязанности по совершению действий, установленных Законом о размещении заказов.

Стабильность динамики роста жалоб, по мнению Оренбургского УФАС России, объясняется эконо­мической заинтересованностью участников в процедуре торгов и получении права на заключение государственного или муници­пального контракта. В то же время настораживает факт резкого уве­личения количества поданных в 2011 г. жалоб на положения доку­ментации об аукционе организа­циями, которые реально не смогут принять участия в торгах по при­чине отсутствия у них специальных разрешений, производственных мощностей и т.п. Возможно, в этих случаях имеет место «давление» на заказчика с целью получения «откатов» или иных преимуществ, о чем соответствующая инфор­мация в рабочем порядке предо­ставляется в правоохранительные органы.

В соответствии с положени­ями Закона о размещении зака­зов Оренбургским УФАС России контроль за соблюдением госу­дарственными и муниципаль­ными заказчиками требований законодательства Российской Федерации о размещении зака­зов осуществляется также путем проведения плановых и внепла­новых проверок.

За истекший период 2011 г. проведено свыше 70 проверок. В ходе проведенных проверок выявлены размещения заказов с нарушением законодательства о размещении заказов. Основными нарушениями являлись наруше­ния, описанные выше. При этом необходимо отдельно выделить нарушения, допущенные заказ­чиками при заключении госу­дарственных и муниципальных контрактов, именно: изменение условий контракта, установлен­ных его проектом, который, в свою очередь, является неотъемлемой частью документации об аукционе. Наиболее часто встречаются нару­шения, связанные с изменением сроков поставки товаров (выпол­нения работ, оказания услуг), усло­вий гарантий качества товара, искажением сведений о характе­ристиках поставляемого товара (работ, услуг) или товарных знаках, указанных в документации об аук­ционе и (или) заявке поставщика (подрядчика, исполнителя).

Понятно, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Но во всех случаях грубых нарушений Закона о размещении зака­зов правонарушители нака­зываются жестко. Так, в 2011 г. Оренбургским УФАС России рас­смотрено более 200 дел об адми­нистративных правонарушениях в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для госу­дарственных или муниципальных нужд, что значительно превышает общее количество таких дел, рас­смотренных в 2010 г. Наибольшее количество дел было возбуждено по ст. 7.29 и ст. 7.30 КоАП РФ (нару­шение способа размещения заказа, необоснованный отказ в допуске к участию в торгах). При этом воз­росло количество возбужденных административных дел, связанных с нарушением требований к содер­жанию документации об аукционе. Сумма наложенного штрафа пре­высила 1900 тыс. рублей.

Закон о размещении зака­зов защищает не только инте­ресы участников размещения заказа, но и заказчиков. В 2011 г. Оренбургским УФАС России рас­смотрено порядка 40 обращений заказчиков о включении сведений об участниках размещения зака­зов в Реестр недобросовестных поставщиков. По итогам рассмо­трения обращений о включении сведений об участниках разме­щения заказов, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполни­телях, подрядчиках), с которыми расторгнуты государственные или муниципальные контракты, в Реестр недобросовестных постав­щиков в 2011 г. по состоянию на 2011 г. в Реестре недобросовестных поставщиков состоит 24 недобро­совестных поставщика.

Вместе с тем, по мнению Оренбургского УФАС России, достаточно невысокое количество обращений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков не отражает реальную картину происходящего в данном направ­лении, поскольку зачастую заказ­чики не обращаются в контро­лирующий орган по указанному вопросу.

В заключение хотелось бы отметить, что Оренбургским УФАС России принимаются все необхо­димые меры по предупреждению, а также пресечению фактов нару­шений в сфере размещения зака­зов в рамках предоставленных полномочий.

Н. РЕШЕТОВА,

начальник отдела контроля государственного заказа Оренбургского УФАС России.

Файлы для скачивания

Контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Тип файла: pdf
Размер файла: 2.81 МБ