С широко закрытыми глазами

УФАС по Оренбургской области не считает положение «Оренбургоблгаза» по установке счётчиков доминирующим. О том, что по закону №261 каждый из нас обязан до конца года установить дома газовый счётчик, как мы уже писали. Нарушителей будут стимулировать материально: платить по нормативу через пару лет придётся в 4 раза больше.
А вот проблему установки в Оренбурге приборов учёта газа признали уже и сами газовики. Очередь на эту операцию сейчас тянется с сентября прошлого года. Требуемых «Оренбургмежрайгазом» счётчиков в магазинах нет. Представители газовых служб не собираются ни увеличивать штат своих сотрудников, ни пускать в область конкурентов. Быть может, хотя бы управление федеральной антимонопольной службы защитит рядовых граждан от монополистов? Этот вопрос мы задали заместителю руководителя УФАС по Оренбургской области Вере Абаносимовой.
- Вера Алексеевна, уже понятно, что газовые счётчики невозможно установить до 1.01.2012, за период, обозначенный законом №261 от 23.11.2009. Только в Оренбурге их нужно установить десятки тысяч. Для этого потребуется лет пять, а тарифы по нормативу для потребителей существенно вырастут уже со следующего года. Руководитель «Оренбургмежрайгаза» сказал, что никакие другие службы не имеют право ставить счётчики…
- Да, в законе 261 «Об энергосбережении» сказано, что «действие по установке, замене приборов учёта, используемых энергетических ресурсов, вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ». Закон «Об энергосбережении» говорит о том, что работы, связанные с повышенной технологической опасностью, осуществляются специализированной организацией, имеющей обученный персонал сотрудников, вплоть до руководителя. У нас такая организация – только «Облгаз». «Регионгаз» мог бы это делать, но на сегодня там нет обученного персонала. 549-е постановление Правительства РФ даёт чёткое определение специализированной организации. Это «газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством РФ порядке к осуществлению деятельности и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу». Я говорила со специалистом Горгостехнадзора, и он сослался помимо упомянутых документов, еще и на закон № 116-й «О промбезопасности и выполнении работ на опасных объектах». И подтвердил, что единственная у нас организация – это система «Облгаза» на территории города и его филиалы по области. Ну, а в отношении сроков, я бы сказала, коль они есть, то организация должна решить вопрос каким-нибудь образом. Иначе штрафы-то будут кому?
- Жильцам! От того же «Облгаза»!
- Нет, начисляет у нас «Оренбургрегионгаз», который осуществляет поставку. «Облгазу» мы платим только за техническое обслуживание: он владелец сетей, по которым идёт газ, поставляемый «Оренбургрегионгазом».
- А разве сейчас «Оренбургрегионгаз» и «Облгаз» не объединены в одно предприятие, если у них один директор - Дмитрий Бородин?
- Это ещё не значит, что одна организация. По документам, которые у нас имеются, «Облгаз» - отдельная организация, а «Регионгаз» сейчас немного по-другому называется. У каждого – свои уставы, свои полномочия.
- А почему бы не пригласить к нам таких же газовиков из ближайших регионов России, чтобы уравновесить ситуацию?
- Знаете, каждый хозяин решает свои проблемы по-своему. И дать ему указание, чтобы он покрасил стены в белый цвет, а не зелёный, мы не можем, как служба, которая осуществляет контроль.
- Так они – монополисты?
- Они у нас являются субъектами естественных монополий в части передачи газа. Они полностью владеют сетями и занимают доминирующее положение, то есть оказывают более 65 процентов услуг на рынке технического обслуживания. В этой части мы их регулируем. А в части установки счётчиков они не занимают доминирующего положения в силу закона о доминирующих организациях. Статья 10-я Закона «О конкуренции» говорит о том, что запрещаются действия такие-то, если это не предусмотрено иным федеральным законом. А иным законом предусмотрено, что это специализированная организация. Поэтому в этой части наш закон на них не распространяется. Мы же не можем сказать, что они отказывают в заключении договора, что у них цены монопольно высокие… Они утверждены руководителем данного предприятия в соответствии с финансовыми затратами, обусловленными методическими документами при расчёте себестоимости плюс прибыль…
- А как быть со счётчиками разных марок, которые продаются в магазинах «Газтехника» от «Облгаза», но выбора у нас нет, потому что в «едином окне» требуют установку других счётчиков?
- «Оренбургоблгаз» предоставил нам порядок заключения договора на установку счётчика. И в этих документах расписано, что заказчик вправе в своём заявлении указать, какой счётчик он хочет поставить. Единственное, что счётчик по мощности сможет, например, считать только плиту. А для колонки его уже не хватит для правильного учёта. Сотрудники газовой службы дают рекомендацию, когда приходят на объект и составляют техническую документацию.
- Счётчик 1,6, рассчитанный на одну плиту, не потянет плиту и колонку. А почему нельзя поставить два счётчика?
- Будет дороже…
- Дешевле. Сейчас в магазине «Газтехника» продают такие счётчики 1,6 по цене 1500 рублей. Чтобы их поставить, не требуется врезки со сваркой, достаточно накрутить на резьбу. Тогда вся работа обойдется в 2250 рублей. А со сваркой - минимум 4700. А сам счётчик на колонку и плиту и за 3000 уже не купишь. Да и накрутить два счётчика можно в течение часа, а не за полдня, как со сваркой. Технически это возможно, но газовики настаивают на одном приборе, чтобы легче было учитывать. Получается, какие бы мы варианты не предлагали монополисту, он будет навязывать нам свои порядки.
- Каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно. Будет заявление, будем рассматривать, но я вам уже сказала, они на нашем рынке не занимают доминирующего положения. Их деятельность не будет подпадать под наш закон.
***
Разговор с представителем УФАС оставил странное впечатление. Словно говорил с адвокатом, отстаивающим интересы газовиков. Никого не настораживает, что генеральный директор возглавляет два, вроде разных, по документам, предприятия. Бланки заявлений, которые для УФАС предоставил «Оренбургмежрайгаз», не совпадали с теми, которые мне предложили подписать в «службе единого окна». Может, ФАС - структура с широко закрытыми глазами? Ведь чтобы антимонопольщики на федеральном уровне всерьёз занялись защитой рядовых граждан от ценового произвола нефтяников, понадобилась критика самого премьер-министра. А на областном уровне, вероятно, нужно, чтобы на эту проблему обратил внимание губернатор? Ведь когда в начале следующего года всем, кто из-за газовиков не успел поставить счётчик, придёт счет за газ с не маленькой суммой, социальные волнения будут направлены не к монополистам, а в сторону представителей власти.
Константин Артемьев
Оренбург