Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: <…>,
в присутствии представителей:
заявителя – ООО «Перспектива»: <…..>,
от ответчиков:
от ОАО «ОКУ»: <…..>,
от ООО «ЗГ Строймонтаж»: представитель не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
рассмотрев дело № 07-16-95/2013, возбужденное приказом № 324 от 19.11.2013 г., по заявлению ООО «Перспектива» (ул. Базовая, 12, г. Оренбург) в отношении ОАО «ОКУ» (ул. Гайское шоссе, д. 10, г. Орск, Оренбургской обл., п. Круторожино) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по признакам нарушения ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж» (Староватутинский проезд, 1, г. Москва) п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступило заявление № 148 от 02.08.2013 г. общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (460028, г. Оренбург, ул. Базовая, 12) (далее - ООО «Перспектива») на действия открытого акционерного общества «Орское карьероуправление» (462414, г. Орск, Оренбургской обл., п. Круторожино, ул. Гайское шоссе, д. 10) (далее - ОАО «ОКУ»).
Из содержания заявления следует, что ОАО «ОКУ» является единственным производителем и поставщиком щебня фракции 5-20 группы 1. Предприятие обладает доступом к железной дороге и имеет возможность поставлять щебень железнодорожными вагонами.
ООО «Перспектива» осуществляет деятельность по благоустройству и строительству дорог. ООО «Перспектива» имеет потребность в щебне в количестве 2 000 тонн ежемесячно и обладает собственным подвижным составом. ООО «Перспектива» обращалось в ОАО «Орское карьероуправление» (в том числе письменно) с предложением заключить договор поставки щебня фракции 5-20 группы 1 в количестве 2 000 т. Был получен отказ в связи с тем, что щебень отсутствует на складах, но при обращении к соответствующим дилерам ОАО «Орское карьероуправление», дилеры указывают на возможность поставки требуемого щебня имеется. Однако, стоимость и условия доставки щебня ж/д транспортом значительно увеличивает цену у дилеров, которая у всех одинаковая. Возможность контактов с дилерами имеется только по телефону, работники отказываются называть наименования организаций (одним из дилеров является ООО "ЗГ Строймонтаж", ОГРН 1037739304217, Адрес: Москва г, Староватутинский проезд, 1).
Таким образом, сложилась такая ситуация, что покупатель решивший приобрести щебень и имеющий свой подвижной состав вынужден обращаться к дилерам ОАО «Орское карьероуправление» и оплачивать ненужную для него доставку ж/д транспортом. В данном случае ОАО «Орское карьероуправление», пользуясь своим доминирующим положением на рынке добычи и реализации щебня гранитного на территории Оренбургской области устанавливает невыгодные условия приобретения щебня. Действуя согласованно со своими дилерами, ОАО «Орское карьероуправление» создает ограниченный доступ к рынку щебня.
Заявитель полагает, что данные действия нарушают требования статей 10, 11 закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливающие запрет на злоупотребление доминирующим положением и запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов.
Заявитель просит принять предусмотренные законом меры по прекращению ОАО «Орское карьероуправление» злоупотребления доминирующим положением, прекращению совершения согласованных действий и по совершению действий, направленных на заключение договоров поставки щебня с возможностью вывоза товара своим подвижным составом.
Оренбургским УФАС России на основании заявления ООО «Перспектива» от 02.08.2013 г. № 148 (вх.№ 6517к от 19.08.2013 г.) возбуждено дело № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «Орское Карьероуправление» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженного в ущемлении интересов ООО «Перспектива» путём установления невыгодных условий приобретения щебня, в том числе не обоснованного увеличения цены на данный товар; по признакам нарушения ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж» п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», выраженным в заключении соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на рынок щебня.
В ходе рассмотрения дела заявитель пояснил, что для производства асфальтобетона добываемый ОАО «ОКУ» щебень по физико-химическим свойствам не имеет аналогов в Оренбургской области. Помимо указанного обстоятельства, стремление ООО «Перспектива» работать именно с ОАО «ОКУ» объясняется наличием, по мнению заявителя, возможности у ОАО «ОКУ» поставки необходимых объёмов щебня и применения подходящей ООО «Перспектива» ценовой политики. От заявителя поступило письменное ходатайство № 59/1 от 05.05.2014 г. из которого следует, что 25.03.2014 г. ОАО «ОКУ» заключило с ООО «Перспектива» договор поставки щебня № 92/5ж, в пункты 2.1, 3.2 включило условия о поставке щебня и о возможности поставки продукции собственным подвижным составом ООО «Перспектива», тем самым устранив нарушения антимонопольного законодательства, послужившие основанием для обращения в Оренбургское УФАС России.
В ходе рассмотрения дела ОАО «ОКУ» вменяемые нарушения не признало, по доводам, изложенным в письменных пояснениях № 2001/1 от 13.09.2013 г., письменных пояснениях по делу № 07-16-95/2013 № 388/01 от 25.02.2014 г., письме № 718/04 от 11.04.14 г. (вх.№ 3405 от 14.04.2014 г.), объяснении № 731/04 от 14.04.2014 г., свой отказ от заключения договора на условиях заявителя объясняет отсутствием технической возможности.
От ООО «ЗГ Строймонтаж» поступили письменные пояснения от 18.12.2013 г. № 334, от 24.02.2014 г. № 52, заявило письменное ходатайство от 27.02.2014 г. о рассмотрении дела без участия его представителя.
Заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
П. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения: о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.
Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств заключения ответчиками соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на рынок щебня, Комиссия приходит к выводу о том, что на основании п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж» в части нарушения п. 3 ч. 4 ст. 11 указанного закона следует прекратить.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 131 от 06.10.2008 г. ОАО «ОКУ» включено в региональный раздел «Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов», имеет долю на рынке добычи и реализации щебня гранитного более 65 процентов в территориальных границах Оренбургской области.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 100 от 15.05.2014 г. «О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» установлено, что ОАО «ОКУ» занимает долю более 50 процентов на рынке добычи и продажи щебня гранитного в территориальных границах Оренбургской области.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» ОАО «ОКУ» занимает доминирующее положение на рынке добычи и реализации щебня гранитного в территориальных границах Оренбургской области, следовательно, на его деятельность распространяются запреты, установленные ст. 10 данного закона.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Заявитель представил в материалы дела копии следующих заявок в ОАО «ОКУ» об отгрузке в его адрес щебня фракции 5-20 1-й группы: № 01 от 09.01.2013 г., №2 от 09.01.2013 г., № 9 от 18.01.2013 г., № 28 от 06.02.2013 г., № 34 от 12.02.2013 г., № 27 от 06.02.2013 г., № 29 от 06.02.2013 г., № 35 от 13.02.2013 г., № 77 от 17.04.2013 г., № 87 от 26.04.2013 г., а также копию письма № 117 от 13.06.2013 г. о просьбой о заключении договора на поставку щебня фракции 5-20 мм 1 группы с доставкой железнодорожным транспортом в подвижной состав ООО «Перспектива» по 2 000 тонн ежемесячно.
ОАО «ОКУ» подтверждает, что получало от ООО «Перспектива» только заявки № 27 от 06.02.2013 г., № 35 от 13.02.2013 г., письма № 117 от 13.06.2013 г.
Доказательств вручения ОАО «ОКУ» иных заявок заявителем в материалы дела не представлено.
На заявку № 27 от 06.02.2013 г. ОАО «ОКУ» ответило письмом № 246/05 от 06.02.2013 г., которым уведомило заявителя о неимении возможности поставки щебня фракции 5/20 (гр1) в объеме 7 000 тн в феврале, марте 2013 г. из-за отсутствия свободных объемов.
По итогам рассмотрения заявки № 35 от 13.02.2013 г. ОАО «ОКУ» ответило заявителю письмом № _/05 от 13.02.2013 г., в котором объяснило отсутствие возможности поставки щебня фракции 5/20 (гр 1) тем, что все объёмы щебня узких фракций до конца 2013 г. проданы.
В ответ на заявку № 117 от 13.06.2013 г. ОАО «ОКУ» направило в ООО «Перспектив» письмо № 1411/05 от 24.06.2013 г., в котором сообщило об отсутствии возможности заключить договор на поставку щебня фракции 5-20 1 группы в связи с отсутствием щебня на складах.
Комиссия приходит к выводу о том, что отказ ОАО «ОКУ» в заключении с ООО «Перспектива» договора на поставку щебня является технологически не обоснованным. Таким отказом ОАО «ОКУ» ущемило интересы заявителя.
Таким образом, в действиях ОАО «ОКУ» содержится нарушение ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» выраженное в необоснованном отказе в заключении договора на поставку щебня.
Вместе с тем, поступившее от заявителя письменное ходатайство № 59/1 от 05.05.2014 г. из которого следует, что 25.03.2014 г. ОАО «ОКУ» заключило с ООО «Перспектива» договор поставки щебня № 92/5ж, в пункты 2.1, 3.2 включило условия о поставке щебня гранитного и о возможности поставки продукции собственным подвижным составом ООО «Перспектива», свидетельствует о том, что отношения и вопросы, послужившие основанием для обращения в Оренбургское УФАС России урегулированы, таким образом, на момент принятия антимонопольным органом решения по делу № 07-16-95/2013 в рассматриваемых обстоятельствах отсутствует ущемление законных прав и интересов заявителя.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости удовлетворения ходатайства заявителя о прекращении рассмотрения дела.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1.Признать ОАО «ОКУ» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».
2.Рассмотрение дела № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «ОКУ» в части нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ОАО «ОКУ».
3.Рассмотрение дела № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж» в части нарушения п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ответчиков.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии <…..>
Члены Комиссии <…..>
<…..>
<…..>
<…..>
stdClass Object
(
[vid] => 8953
[uid] => 5
[title] => Решение по делу № 07-16-95/2013 о нарушении антимонопольного законодательства
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 8953
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1401793001
[changed] => 1401793079
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1401793079
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: <…>,
в присутствии представителей:
заявителя – ООО «Перспектива»: <…..>,
от ответчиков:
от ОАО «ОКУ»: <…..>,
от ООО «ЗГ Строймонтаж»: представитель не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
рассмотрев дело № 07-16-95/2013, возбужденное приказом № 324 от 19.11.2013 г., по заявлению ООО «Перспектива» (ул. Базовая, 12, г. Оренбург) в отношении ОАО «ОКУ» (ул. Гайское шоссе, д. 10, г. Орск, Оренбургской обл., п. Круторожино) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по признакам нарушения ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж» (Староватутинский проезд, 1, г. Москва) п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступило заявление № 148 от 02.08.2013 г. общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (460028, г. Оренбург, ул. Базовая, 12) (далее - ООО «Перспектива») на действия открытого акционерного общества «Орское карьероуправление» (462414, г. Орск, Оренбургской обл., п. Круторожино, ул. Гайское шоссе, д. 10) (далее - ОАО «ОКУ»).
Из содержания заявления следует, что ОАО «ОКУ» является единственным производителем и поставщиком щебня фракции 5-20 группы 1. Предприятие обладает доступом к железной дороге и имеет возможность поставлять щебень железнодорожными вагонами.
ООО «Перспектива» осуществляет деятельность по благоустройству и строительству дорог. ООО «Перспектива» имеет потребность в щебне в количестве 2 000 тонн ежемесячно и обладает собственным подвижным составом. ООО «Перспектива» обращалось в ОАО «Орское карьероуправление» (в том числе письменно) с предложением заключить договор поставки щебня фракции 5-20 группы 1 в количестве 2 000 т. Был получен отказ в связи с тем, что щебень отсутствует на складах, но при обращении к соответствующим дилерам ОАО «Орское карьероуправление», дилеры указывают на возможность поставки требуемого щебня имеется. Однако, стоимость и условия доставки щебня ж/д транспортом значительно увеличивает цену у дилеров, которая у всех одинаковая. Возможность контактов с дилерами имеется только по телефону, работники отказываются называть наименования организаций (одним из дилеров является ООО "ЗГ Строймонтаж", ОГРН 1037739304217, Адрес: Москва г, Староватутинский проезд, 1).
Таким образом, сложилась такая ситуация, что покупатель решивший приобрести щебень и имеющий свой подвижной состав вынужден обращаться к дилерам ОАО «Орское карьероуправление» и оплачивать ненужную для него доставку ж/д транспортом. В данном случае ОАО «Орское карьероуправление», пользуясь своим доминирующим положением на рынке добычи и реализации щебня гранитного на территории Оренбургской области устанавливает невыгодные условия приобретения щебня. Действуя согласованно со своими дилерами, ОАО «Орское карьероуправление» создает ограниченный доступ к рынку щебня.
Заявитель полагает, что данные действия нарушают требования статей 10, 11 закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливающие запрет на злоупотребление доминирующим положением и запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов.
Заявитель просит принять предусмотренные законом меры по прекращению ОАО «Орское карьероуправление» злоупотребления доминирующим положением, прекращению совершения согласованных действий и по совершению действий, направленных на заключение договоров поставки щебня с возможностью вывоза товара своим подвижным составом.
Оренбургским УФАС России на основании заявления ООО «Перспектива» от 02.08.2013 г. № 148 (вх.№ 6517к от 19.08.2013 г.) возбуждено дело № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «Орское Карьероуправление» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженного в ущемлении интересов ООО «Перспектива» путём установления невыгодных условий приобретения щебня, в том числе не обоснованного увеличения цены на данный товар; по признакам нарушения ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж» п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», выраженным в заключении соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на рынок щебня.
В ходе рассмотрения дела заявитель пояснил, что для производства асфальтобетона добываемый ОАО «ОКУ» щебень по физико-химическим свойствам не имеет аналогов в Оренбургской области. Помимо указанного обстоятельства, стремление ООО «Перспектива» работать именно с ОАО «ОКУ» объясняется наличием, по мнению заявителя, возможности у ОАО «ОКУ» поставки необходимых объёмов щебня и применения подходящей ООО «Перспектива» ценовой политики. От заявителя поступило письменное ходатайство № 59/1 от 05.05.2014 г. из которого следует, что 25.03.2014 г. ОАО «ОКУ» заключило с ООО «Перспектива» договор поставки щебня № 92/5ж, в пункты 2.1, 3.2 включило условия о поставке щебня и о возможности поставки продукции собственным подвижным составом ООО «Перспектива», тем самым устранив нарушения антимонопольного законодательства, послужившие основанием для обращения в Оренбургское УФАС России.
В ходе рассмотрения дела ОАО «ОКУ» вменяемые нарушения не признало, по доводам, изложенным в письменных пояснениях № 2001/1 от 13.09.2013 г., письменных пояснениях по делу № 07-16-95/2013 № 388/01 от 25.02.2014 г., письме № 718/04 от 11.04.14 г. (вх.№ 3405 от 14.04.2014 г.), объяснении № 731/04 от 14.04.2014 г., свой отказ от заключения договора на условиях заявителя объясняет отсутствием технической возможности.
От ООО «ЗГ Строймонтаж» поступили письменные пояснения от 18.12.2013 г. № 334, от 24.02.2014 г. № 52, заявило письменное ходатайство от 27.02.2014 г. о рассмотрении дела без участия его представителя.
Заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
П. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения: о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.
Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств заключения ответчиками соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на рынок щебня, Комиссия приходит к выводу о том, что на основании п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж» в части нарушения п. 3 ч. 4 ст. 11 указанного закона следует прекратить.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 131 от 06.10.2008 г. ОАО «ОКУ» включено в региональный раздел «Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов», имеет долю на рынке добычи и реализации щебня гранитного более 65 процентов в территориальных границах Оренбургской области.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 100 от 15.05.2014 г. «О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» установлено, что ОАО «ОКУ» занимает долю более 50 процентов на рынке добычи и продажи щебня гранитного в территориальных границах Оренбургской области.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» ОАО «ОКУ» занимает доминирующее положение на рынке добычи и реализации щебня гранитного в территориальных границах Оренбургской области, следовательно, на его деятельность распространяются запреты, установленные ст. 10 данного закона.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Заявитель представил в материалы дела копии следующих заявок в ОАО «ОКУ» об отгрузке в его адрес щебня фракции 5-20 1-й группы: № 01 от 09.01.2013 г., №2 от 09.01.2013 г., № 9 от 18.01.2013 г., № 28 от 06.02.2013 г., № 34 от 12.02.2013 г., № 27 от 06.02.2013 г., № 29 от 06.02.2013 г., № 35 от 13.02.2013 г., № 77 от 17.04.2013 г., № 87 от 26.04.2013 г., а также копию письма № 117 от 13.06.2013 г. о просьбой о заключении договора на поставку щебня фракции 5-20 мм 1 группы с доставкой железнодорожным транспортом в подвижной состав ООО «Перспектива» по 2 000 тонн ежемесячно.
ОАО «ОКУ» подтверждает, что получало от ООО «Перспектива» только заявки № 27 от 06.02.2013 г., № 35 от 13.02.2013 г., письма № 117 от 13.06.2013 г.
Доказательств вручения ОАО «ОКУ» иных заявок заявителем в материалы дела не представлено.
На заявку № 27 от 06.02.2013 г. ОАО «ОКУ» ответило письмом № 246/05 от 06.02.2013 г., которым уведомило заявителя о неимении возможности поставки щебня фракции 5/20 (гр1) в объеме 7 000 тн в феврале, марте 2013 г. из-за отсутствия свободных объемов.
По итогам рассмотрения заявки № 35 от 13.02.2013 г. ОАО «ОКУ» ответило заявителю письмом № _/05 от 13.02.2013 г., в котором объяснило отсутствие возможности поставки щебня фракции 5/20 (гр 1) тем, что все объёмы щебня узких фракций до конца 2013 г. проданы.
В ответ на заявку № 117 от 13.06.2013 г. ОАО «ОКУ» направило в ООО «Перспектив» письмо № 1411/05 от 24.06.2013 г., в котором сообщило об отсутствии возможности заключить договор на поставку щебня фракции 5-20 1 группы в связи с отсутствием щебня на складах.
Комиссия приходит к выводу о том, что отказ ОАО «ОКУ» в заключении с ООО «Перспектива» договора на поставку щебня является технологически не обоснованным. Таким отказом ОАО «ОКУ» ущемило интересы заявителя.
Таким образом, в действиях ОАО «ОКУ» содержится нарушение ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» выраженное в необоснованном отказе в заключении договора на поставку щебня.
Вместе с тем, поступившее от заявителя письменное ходатайство № 59/1 от 05.05.2014 г. из которого следует, что 25.03.2014 г. ОАО «ОКУ» заключило с ООО «Перспектива» договор поставки щебня № 92/5ж, в пункты 2.1, 3.2 включило условия о поставке щебня гранитного и о возможности поставки продукции собственным подвижным составом ООО «Перспектива», свидетельствует о том, что отношения и вопросы, послужившие основанием для обращения в Оренбургское УФАС России урегулированы, таким образом, на момент принятия антимонопольным органом решения по делу № 07-16-95/2013 в рассматриваемых обстоятельствах отсутствует ущемление законных прав и интересов заявителя.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости удовлетворения ходатайства заявителя о прекращении рассмотрения дела.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1.Признать ОАО «ОКУ» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».
2.Рассмотрение дела № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «ОКУ» в части нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ОАО «ОКУ».
3.Рассмотрение дела № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж» в части нарушения п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ответчиков.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии <…..>
Члены Комиссии <…..>
<…..>
<…..>
<…..>
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: <…>,
в присутствии представителей:
заявителя – ООО «Перспектива»: <…..>,
от ответчиков:
от ОАО «ОКУ»: <…..>,
от ООО «ЗГ Строймонтаж»: представитель не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
рассмотрев дело № 07-16-95/2013, возбужденное приказом № 324 от 19.11.2013 г., по заявлению ООО «Перспектива» (ул. Базовая, 12, г. Оренбург) в отношении ОАО «ОКУ» (ул. Гайское шоссе, д. 10, г. Орск, Оренбургской обл., п. Круторожино) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по признакам нарушения ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж» (Староватутинский проезд, 1, г. Москва) п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России поступило заявление № 148 от 02.08.2013 г. общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (460028, г. Оренбург, ул. Базовая, 12) (далее - ООО «Перспектива») на действия открытого акционерного общества «Орское карьероуправление» (462414, г. Орск, Оренбургской обл., п. Круторожино, ул. Гайское шоссе, д. 10) (далее - ОАО «ОКУ»).
Из содержания заявления следует, что ОАО «ОКУ» является единственным производителем и поставщиком щебня фракции 5-20 группы 1. Предприятие обладает доступом к железной дороге и имеет возможность поставлять щебень железнодорожными вагонами.
ООО «Перспектива» осуществляет деятельность по благоустройству и строительству дорог. ООО «Перспектива» имеет потребность в щебне в количестве 2 000 тонн ежемесячно и обладает собственным подвижным составом. ООО «Перспектива» обращалось в ОАО «Орское карьероуправление» (в том числе письменно) с предложением заключить договор поставки щебня фракции 5-20 группы 1 в количестве 2 000 т. Был получен отказ в связи с тем, что щебень отсутствует на складах, но при обращении к соответствующим дилерам ОАО «Орское карьероуправление», дилеры указывают на возможность поставки требуемого щебня имеется. Однако, стоимость и условия доставки щебня ж/д транспортом значительно увеличивает цену у дилеров, которая у всех одинаковая. Возможность контактов с дилерами имеется только по телефону, работники отказываются называть наименования организаций (одним из дилеров является ООО "ЗГ Строймонтаж", ОГРН 1037739304217, Адрес: Москва г, Староватутинский проезд, 1).
Таким образом, сложилась такая ситуация, что покупатель решивший приобрести щебень и имеющий свой подвижной состав вынужден обращаться к дилерам ОАО «Орское карьероуправление» и оплачивать ненужную для него доставку ж/д транспортом. В данном случае ОАО «Орское карьероуправление», пользуясь своим доминирующим положением на рынке добычи и реализации щебня гранитного на территории Оренбургской области устанавливает невыгодные условия приобретения щебня. Действуя согласованно со своими дилерами, ОАО «Орское карьероуправление» создает ограниченный доступ к рынку щебня.
Заявитель полагает, что данные действия нарушают требования статей 10, 11 закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливающие запрет на злоупотребление доминирующим положением и запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов.
Заявитель просит принять предусмотренные законом меры по прекращению ОАО «Орское карьероуправление» злоупотребления доминирующим положением, прекращению совершения согласованных действий и по совершению действий, направленных на заключение договоров поставки щебня с возможностью вывоза товара своим подвижным составом.
Оренбургским УФАС России на основании заявления ООО «Перспектива» от 02.08.2013 г. № 148 (вх.№ 6517к от 19.08.2013 г.) возбуждено дело № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «Орское Карьероуправление» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженного в ущемлении интересов ООО «Перспектива» путём установления невыгодных условий приобретения щебня, в том числе не обоснованного увеличения цены на данный товар; по признакам нарушения ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж» п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», выраженным в заключении соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на рынок щебня.
В ходе рассмотрения дела заявитель пояснил, что для производства асфальтобетона добываемый ОАО «ОКУ» щебень по физико-химическим свойствам не имеет аналогов в Оренбургской области. Помимо указанного обстоятельства, стремление ООО «Перспектива» работать именно с ОАО «ОКУ» объясняется наличием, по мнению заявителя, возможности у ОАО «ОКУ» поставки необходимых объёмов щебня и применения подходящей ООО «Перспектива» ценовой политики. От заявителя поступило письменное ходатайство № 59/1 от 05.05.2014 г. из которого следует, что 25.03.2014 г. ОАО «ОКУ» заключило с ООО «Перспектива» договор поставки щебня № 92/5ж, в пункты 2.1, 3.2 включило условия о поставке щебня и о возможности поставки продукции собственным подвижным составом ООО «Перспектива», тем самым устранив нарушения антимонопольного законодательства, послужившие основанием для обращения в Оренбургское УФАС России.
В ходе рассмотрения дела ОАО «ОКУ» вменяемые нарушения не признало, по доводам, изложенным в письменных пояснениях № 2001/1 от 13.09.2013 г., письменных пояснениях по делу № 07-16-95/2013 № 388/01 от 25.02.2014 г., письме № 718/04 от 11.04.14 г. (вх.№ 3405 от 14.04.2014 г.), объяснении № 731/04 от 14.04.2014 г., свой отказ от заключения договора на условиях заявителя объясняет отсутствием технической возможности.
От ООО «ЗГ Строймонтаж» поступили письменные пояснения от 18.12.2013 г. № 334, от 24.02.2014 г. № 52, заявило письменное ходатайство от 27.02.2014 г. о рассмотрении дела без участия его представителя.
Заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
П. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения: о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.
Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств заключения ответчиками соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на рынок щебня, Комиссия приходит к выводу о том, что на основании п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж» в части нарушения п. 3 ч. 4 ст. 11 указанного закона следует прекратить.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 131 от 06.10.2008 г. ОАО «ОКУ» включено в региональный раздел «Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов», имеет долю на рынке добычи и реализации щебня гранитного более 65 процентов в территориальных границах Оренбургской области.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 100 от 15.05.2014 г. «О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» установлено, что ОАО «ОКУ» занимает долю более 50 процентов на рынке добычи и продажи щебня гранитного в территориальных границах Оренбургской области.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» ОАО «ОКУ» занимает доминирующее положение на рынке добычи и реализации щебня гранитного в территориальных границах Оренбургской области, следовательно, на его деятельность распространяются запреты, установленные ст. 10 данного закона.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Заявитель представил в материалы дела копии следующих заявок в ОАО «ОКУ» об отгрузке в его адрес щебня фракции 5-20 1-й группы: № 01 от 09.01.2013 г., №2 от 09.01.2013 г., № 9 от 18.01.2013 г., № 28 от 06.02.2013 г., № 34 от 12.02.2013 г., № 27 от 06.02.2013 г., № 29 от 06.02.2013 г., № 35 от 13.02.2013 г., № 77 от 17.04.2013 г., № 87 от 26.04.2013 г., а также копию письма № 117 от 13.06.2013 г. о просьбой о заключении договора на поставку щебня фракции 5-20 мм 1 группы с доставкой железнодорожным транспортом в подвижной состав ООО «Перспектива» по 2 000 тонн ежемесячно.
ОАО «ОКУ» подтверждает, что получало от ООО «Перспектива» только заявки № 27 от 06.02.2013 г., № 35 от 13.02.2013 г., письма № 117 от 13.06.2013 г.
Доказательств вручения ОАО «ОКУ» иных заявок заявителем в материалы дела не представлено.
На заявку № 27 от 06.02.2013 г. ОАО «ОКУ» ответило письмом № 246/05 от 06.02.2013 г., которым уведомило заявителя о неимении возможности поставки щебня фракции 5/20 (гр1) в объеме 7 000 тн в феврале, марте 2013 г. из-за отсутствия свободных объемов.
По итогам рассмотрения заявки № 35 от 13.02.2013 г. ОАО «ОКУ» ответило заявителю письмом № _/05 от 13.02.2013 г., в котором объяснило отсутствие возможности поставки щебня фракции 5/20 (гр 1) тем, что все объёмы щебня узких фракций до конца 2013 г. проданы.
В ответ на заявку № 117 от 13.06.2013 г. ОАО «ОКУ» направило в ООО «Перспектив» письмо № 1411/05 от 24.06.2013 г., в котором сообщило об отсутствии возможности заключить договор на поставку щебня фракции 5-20 1 группы в связи с отсутствием щебня на складах.
Комиссия приходит к выводу о том, что отказ ОАО «ОКУ» в заключении с ООО «Перспектива» договора на поставку щебня является технологически не обоснованным. Таким отказом ОАО «ОКУ» ущемило интересы заявителя.
Таким образом, в действиях ОАО «ОКУ» содержится нарушение ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» выраженное в необоснованном отказе в заключении договора на поставку щебня.
Вместе с тем, поступившее от заявителя письменное ходатайство № 59/1 от 05.05.2014 г. из которого следует, что 25.03.2014 г. ОАО «ОКУ» заключило с ООО «Перспектива» договор поставки щебня № 92/5ж, в пункты 2.1, 3.2 включило условия о поставке щебня гранитного и о возможности поставки продукции собственным подвижным составом ООО «Перспектива», свидетельствует о том, что отношения и вопросы, послужившие основанием для обращения в Оренбургское УФАС России урегулированы, таким образом, на момент принятия антимонопольным органом решения по делу № 07-16-95/2013 в рассматриваемых обстоятельствах отсутствует ущемление законных прав и интересов заявителя.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости удовлетворения ходатайства заявителя о прекращении рассмотрения дела.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1.Признать ОАО «ОКУ» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».
2.Рассмотрение дела № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «ОКУ» в части нарушения ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ОАО «ОКУ».
3.Рассмотрение дела № 07-16-95/2013 в отношении ОАО «ОКУ» и ООО «ЗГ Строймонтаж» в части нарушения п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ответчиков.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии <…..>
Члены Комиссии <…..>
<…..>
<…..>
<…..>
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 07-16-95/2013
[format] =>
[safe_value] => 07-16-95/2013
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 5
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 5
[vid] => 6
[name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 8
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-06-03 10:54:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-06-03 10:54:00
[timezone] => Asia/Yekaterinburg
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1401793001
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Оренбургское УФАС России
)