Контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд на территории Оренбургской области
Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Оренбургское УФАС России) осуществляет антимонопольный контроль на территории Оренбургской области.
В сферу деятельности Оренбургского УФАС России входит:
- защита конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- контроль за соблюдением субъектами естественных монополий законодательства о естественных монополиях;
- контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
- контроль за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов.
Основные направления в сфере контроля за размещением государственного заказа - это непосредственно контроль за действиями государственных и муниципальных заказчиков в целях предотвращения нарушения ими законодательства о размещении заказов, выявление и пресечение их неправомерных действий, а также, что очень важно, полноценное обеспечение законных интересов и прав участников размещения заказа.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, в целях защиты прав и законных интересов участников размещения государственных и муниципальных заказов, а также повышения эффективности их размещения Оренбургским УФАС России осуществляется работа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов.
В 2011 г. в Оренбургское УФАС России поступило свыше 839 жалоб участников размещения заказа на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации либо конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, что говорит о возросшей динамике их поступления в сравнении с 2010 г. (511 жалоб).
Среди жал об, принятых к рассмотрению, около половины признаны обоснованными. Государственным и муниципальным заказчикам выдано более 260 предписаний, что практически в два раза превышает общее количество выданных предписаний в 2010 г.
Статистический анализ поступающих жалоб показывает, что основное количество жалоб участников размещения заказа поступает на действия областных и муниципальных заказчиков.
В качестве основных нарушений, допускаемых при размещении заказа, можно назвать:
- Несоответствие требований, установленных заказчиком в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе. Например, в извещении содержится требование по обеспечению исполнения контракта, а в документации об аукционе данные сведения отсутствуют; отличаются сведения о количестве поставляемого товара, а также сроки подачи заявок. Данные нарушения порой кажутся незначительными, объясняются заказчиками как технические опечатки, но в итоге приводят к продлению процедуры размещения заказа и, соответственно, к затягиванию сроков заключения контракта.
- Установление заказчиком не предусмотренных законодательством требований к участникам размещения заказа. Например, выставление требований к квалификации участников размещения заказа и производственным мощностям.
- Установление заказчиком требования о представлении в составе заявки документов и сведений, не предусмотренных Законом о размещении заказов. Например, документов, подтверждающих качество товара (в т. ч. сертификатов), в случае если они передаются вместе с товаром при его поставке.
- Включение в состав одного лота товаров (работ, услуг), технологически не связанных между собой.
- Включение в документацию об аукционе указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование производителя, место происхождения товара, ведущие к ограничению количества участников размещения заказа. При этом, как правило, заказчиком довольно часто указываются такие сведения, которые имеют непосредственное отношение к производителю товаров.
- Указание в документации об аукционе товарного знака без сопровождениями его словами «или эквивалент» (за исключением случаев необходимости совмещения закупаемого товара с товаром, уже используемым заказчиком) и без указания значений эквивалентности поставляемого товара, т.е. без предоставления возможности поставки аналогичного товара, а порой даже лучшего качества, чем установлено заказчиком в документации об аукционе.
- Нарушение сроков предоставления разъяснений положений документации об аукционе. Как правило, подача заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме сопровождается направлением запросов участников размещения заказа о разъяснении положений документации об аукционе. Закон о размещении заказов устанавливает сроки, в течение которых заказчик (уполномоченный орган) обязан предоставить разъяснения участнику размещения заказа, его направившему, и разместить их на официальном сайте. Однако, как показывает практика, установленные для дачи разъяснений сроки заказчиками (уполномоченными органами) не соблюдаются. Кроме того, выявлялись также случаи, когда вопреки установленным требованиям разъяснения не предоставлялись вовсе. Также хотелось бы отметить, что выявляются случаи, когда разъяснения положений документации об аукционе фактически меняли её суть, что является недопустимым.
- Необоснованный допуск организации к участию в открытом аукционе в электронной форме или, напротив, необоснованное отклонение заявки на участие в торгах при рассмотрении первых частей заявок, в т. ч. по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством. Здесь особое внимание должно уделяться анализу заявок на предмет соответствия характеристик предлагаемого к поставке товара (работ, услуг) характеристикам товара (работ, услуг), установленным документацией об аукционе.
- Необоснованный допуск организации к участию в открытом аукционе в электронной форме или необоснованное отклонение заявки на участие в торгах при рассмотрении вторых частей заявок.
- Нарушение требований к содержанию протоколов, предусмотренных Законом о размещении заказов. Как правило, это нарушение становится следствием невнимательного отношения к установленному Законом о размещении заказов порядку их составления и нередко приводит к подаче необоснованных жалоб участниками размещения заказов.
- Несвоевременное размещение информации, подлежащей опубликованию, и (или) ее несвоевременное направление оператору электронной площадки. Проблема несвоевременного размещения информации часто связана с прекращением действия электронной цифровой подписи лица, уполномоченного действовать от имени заказчика, сбоями в работе сети заказчика, что, однако, не снимает с него обязанности по совершению действий, установленных Законом о размещении заказов.
Стабильность динамики роста жалоб, по мнению Оренбургского УФАС России, объясняется экономической заинтересованностью участников в процедуре торгов и получении права на заключение государственного или муниципального контракта. В то же время настораживает факт резкого увеличения количества поданных в 2011 г. жалоб на положения документации об аукционе организациями, которые реально не смогут принять участия в торгах по причине отсутствия у них специальных разрешений, производственных мощностей и т.п. Возможно, в этих случаях имеет место «давление» на заказчика с целью получения «откатов» или иных преимуществ, о чем соответствующая информация в рабочем порядке предоставляется в правоохранительные органы.
В соответствии с положениями Закона о размещении заказов Оренбургским УФАС России контроль за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов осуществляется также путем проведения плановых и внеплановых проверок.
За истекший период 2011 г. проведено свыше 70 проверок. В ходе проведенных проверок выявлены размещения заказов с нарушением законодательства о размещении заказов. Основными нарушениями являлись нарушения, описанные выше. При этом необходимо отдельно выделить нарушения, допущенные заказчиками при заключении государственных и муниципальных контрактов, именно: изменение условий контракта, установленных его проектом, который, в свою очередь, является неотъемлемой частью документации об аукционе. Наиболее часто встречаются нарушения, связанные с изменением сроков поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), условий гарантий качества товара, искажением сведений о характеристиках поставляемого товара (работ, услуг) или товарных знаках, указанных в документации об аукционе и (или) заявке поставщика (подрядчика, исполнителя).
Понятно, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Но во всех случаях грубых нарушений Закона о размещении заказов правонарушители наказываются жестко. Так, в 2011 г. Оренбургским УФАС России рассмотрено более 200 дел об административных правонарушениях в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, что значительно превышает общее количество таких дел, рассмотренных в 2010 г. Наибольшее количество дел было возбуждено по ст. 7.29 и ст. 7.30 КоАП РФ (нарушение способа размещения заказа, необоснованный отказ в допуске к участию в торгах). При этом возросло количество возбужденных административных дел, связанных с нарушением требований к содержанию документации об аукционе. Сумма наложенного штрафа превысила 1900 тыс. рублей.
Закон о размещении заказов защищает не только интересы участников размещения заказа, но и заказчиков. В 2011 г. Оренбургским УФАС России рассмотрено порядка 40 обращений заказчиков о включении сведений об участниках размещения заказов в Реестр недобросовестных поставщиков. По итогам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках размещения заказов, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми расторгнуты государственные или муниципальные контракты, в Реестр недобросовестных поставщиков в 2011 г. по состоянию на 2011 г. в Реестре недобросовестных поставщиков состоит 24 недобросовестных поставщика.
Вместе с тем, по мнению Оренбургского УФАС России, достаточно невысокое количество обращений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков не отражает реальную картину происходящего в данном направлении, поскольку зачастую заказчики не обращаются в контролирующий орган по указанному вопросу.
В заключение хотелось бы отметить, что Оренбургским УФАС России принимаются все необходимые меры по предупреждению, а также пресечению фактов нарушений в сфере размещения заказов в рамках предоставленных полномочий.
Н. РЕШЕТОВА,
начальник отдела контроля государственного заказа Оренбургского УФАС России.