Акт проверки МО Александровский сельсовет

Категория отчета: Статистика и отчеты

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области № 33-п от 16.02.2017 г.  в период с 01 марта по 31 марта 2017 г.  проведена плановая выездная проверка администрации МО Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области.

Копия приказа о проведении плановой выездной проверки получена администрацией МО Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области 22 февраля 2017 г., направленная с использованием факсимильной связи. С копией приказа о проведении плановой выездной проверки ознакомлен 14.03.2017 г.  глава муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области – <....>  (решение Совета депутатов МО Александровский район Оренбургской области третьего созыва № 6 от 02 ноября 2015 г. «Об избрании главы муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области»).

Лица, проводившие проверку:

<....> – руководитель инспекции, начальник отдела контроля органов власти;

<....> - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

<....> - член инспекции, специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

<....> - член инспекции, специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

<....> - член инспекции, специалист-эксперт отдела контроля органов власти.

При проведении проверки присутствовал –  глава муниципального образования МО Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области – <....>

Руководителем проверяемого лица в период плановой выездной проверки являлся глава муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области – <....>

Предметом проводимой проверки является соблюдение требований Федерального закона  № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», Федерального закона № 381-ФЗ от 28.12.2009 г.  «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» при принятии актов, совершении действий (бездействий) администрацией МО Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области за период с 01.03.2014 г. по 01.03.2017 г.

Место проведения плановой проверки: Оренбургская область, Александровский район, с. Александровка.

В ходе проверки был проведен правовой анализ распоряжений и постановлений администрации МО Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области, договоров аренды и иных договоров, связанных с распоряжением муниципальным имуществом, правовой анализ договоров с финансовыми организациями, анализ соглашений, договоров о предоставлении субсидий на финансирование затрат по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений, улично-дорожной сети, благоустройству,  а также иных документов, имеющих отношение к предмету проверки за период с 01.03.2014 г. по 01.03.2017                                                                                                                                             г.

Проверкой  установлено следующее:

 

1.  В ходе анализа актов, договоров администрации МО Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области за период с 01.03.2014 г. по 01.07.2017 г.  на предмет соблюдения требований статей 15 - 21 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», ст. 15 Федерального закона  № 381-ФЗ от 28.12.2009 г. «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», установлено следующее.

1.1 Постановлением администрации МО Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области № 55-п от 31.03.2015 г. «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургского района» утвержден Порядок расчета расстояния от организаций и (или) объектов, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до границ прилегающих к ним территорий в с. Александровка (далее – Постановления).

Согласно Постановлению администрации МО Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области № 118-п от 13.05.2016 г. в Постановление от 31.03.2015 г. № 55-п были внесены изменения.

Пунктом 3 Постановления установлен расчет прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, который измеряется по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от входа магазин до территории, на которой расположен объект, предназначенный для оказания детских, образовательных, культурных, медицинских, спортивных услуг и мест массового скопления граждан.

Приложением № 1 к постановлению № 55-п от 31.03.2015 г. утвержден перечень мест нахождения организаций и (или) объектов, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

Постановление № 55-п от 31.03.2015 г. принято администрацией МО Александровский сельсовет в пределах предоставленных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 1425 и Уставом МО полномочий. Данное постановление администрации МО Александровский сельсовет Александровского района устанавливает правовые нормы (правила поведения) для неопределенного круга лиц в части регулирования вопроса, связанного с розничной продажей алкогольной продукции.

Однако, Правилами (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 1425) также установлен порядок определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

В пункте 4 Правил устанавливается, что территория, прилегающая к организациям и объектам, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты,  которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее – дополнительная территория).

Дополнительная территория определяется:

- при наличии обособленной территории – от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект;

- при отсутствии обособленной территории – от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, до входа для посетителей в стационарный торговый объект (п. 5 Правил).

Таким образом, порядок расчета расстояний от объектов социального назначения до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, установленный Правилами (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 1425), подразумевает осуществление замеров «от входа... до входа».

Порядок (утв. Постановлением администрации МО Александровский сельсовет Александровского района № 55-п от 31.03.2015 г.) устанавливает, что расчет прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, измеряется по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от входа магазин до территории, на которой расположен объект, предназначенный для оказания детских, образовательных, культурных, медицинских, спортивных услуг и мест массового скопления граждан.

Таким образом, администрацией МО Александровский сельсовет выбран и реализован способ расчета расстояний от объектов социального назначения до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции. Вместе с тем, обозначенная схема расчета расстояния, установленная Порядком МО Александровский сельсовет, противоречит положениям Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 1425).

Использование в качестве точки отсчета территорию, на которой расположен объект, предназначенный для оказания детских, образовательных, культурных, медицинских, спортивных услуг и мест массового скопления граждан изменяет зону распространения запрета на продажу алкогольной продукции, по сравнению с тем, когда территория, на которой не допускается продажа алкогольной продукции, рассчитывается в порядке, установленном Правилами, - от входа для посетителей на обособленную территорию (при наличии таковой) до входа для посетителей в стационарный торговый объект либо в случае отсутствия обособленной территории – от входа для посетителей в здание, в котором расположены организации и (или) объекты, до входа для посетителей в стационарный торговый объект.

Ограничение розничной продажи алкогольной продукции и ее регулирование государством направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области, что предусматривает особый порядок розничной продажи алкогольной продукции. Вместе с тем, органы местного самоуправления, реализуя представленные им полномочия в данной сфере, не вправе выходить за рамки, установленные федеральным законодательством, необоснованно расширяя или сужая сферу действия ограничений.

В связи с вышеизложенным, в Постановлении администрации МО Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области № 55-п от 31.03.2015 г. «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургского района»,  усматриваются  признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона  «О защите конкуренции»,  выразившиеся выразившихся в издании акта, который может повлечь устранение, недопущение, ограничение конкуренции.

1.2 В ходе проверки было выявлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: Оренбургская обл., Александровский район, с. Александровка, ул. Комарова, 18 был введен в эксплуатацию в 2016 г.

Так, в соответствии со справкой администрации МО Александровский сельсовет (исх. № 02-18-179 от 15.03.2017 г.) на территории с. Александровка по ул. Комарова 18 жилой дом был введен в эксплуатацию в два этапа – 24 квартиры в 2015 г., 12 квартир – 2016 г. В настоящее время способ управления указанным домом не выбран и реализован, в связи с чем, управление им не осуществляется.

Таким образом, многоквартирный жилой дом по адресу: Оренбургская обл., Александровский район, с. Александровка, ул. Комарова, 18 в полном объеме введен в эксплуатацию в 2016 г. Отсутствие действующего способа управления подтверждается информацией сайта Государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства https://www.reformagkh.ru/.

Между тем, в соответствии с п. 13. ст. 161 ЖК РФ в течение десяти рабочих дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным домом.

На официальном сайте сети «Интернет» извещений о проведении конкурса по отбору управляющих компаний для управления многоквартирными домами размещено не было.

До заключения договора управления многоквартирным домом между застройщиком и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 настоящей статьи, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным в соответствии с настоящей статьей Правительством Российской Федерации, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом, который заключается не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (п. 14 ст. 161 ЖК РФ в редакции Федерального закона № 38-ФЗ от 04.06.2011 г.).

В соответствии со ст. 39 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75)  в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

Следовательно, орган местного самоуправления обязан своевременно совершать действия по организации и проведению конкурса по отбору управляющих компаний, однако обозначенных действий администрацией МО Александровский сельсовет совершено не было.

В соответствии со п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о МСУ) к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Непроведение в случаях, предусмотренных жилищным законодательством, открытого конкурса, подразумевающего состязательность  хозяйствующих субъектов, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса могут быть выявлены контрагенты, предложившие наилучшие условия содержания многоквартирного дома, что обеспечивает соблюдение интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем товарном рынке.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В связи с изложенным, в действиях администрации МО Александровский сельсовет содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в непроведении конкурса по отбору управляющей организации в отношении многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию.

  1. В ходе проверки соблюдения требований ч. 1 ст. 18 Федерального закона№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой органы местного самоуправленияосуществляют отбор финансовых организаций, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг признаков нарушений антимонопольного законодательства не установлено.
  2. В ходе осуществления правового анализа соглашений, договоров за период с 06.06.2013 г. по 06.06.2016 г. на предмет соблюдения ст. 15 - 16 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

3.1 Постановлением администрации МО Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области № 142-п от 14.06.2016 г. утверждено Положение о порядке предоставления субсидий на возмещение затрат на использование средств местного бюджета для проведения работ и оказания услуг по благоустройству территории Александровского сельсовета области муниципальному унитарному предприятию Александровского с/с Александровского района Оренбургской области «Тепловые и водопроводные сети» (Приложение к Постановлению).

Согласно п. 2 Положения субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по соответствующим кодам классификации расходов бюджета решением Совета депутатов о бюджете МО Александровский сельсовет на очередной финансовый год, в соответствии со сводной бюджетной росписью, на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ и оказанием услуг с целью проведения мероприятий по благоустройству территории Александровского сельсовета..

В соответствии с п. 3 Положения расходы, на которые предоставляются субсидии МУП «ТВС», включают себя все мероприятия по благоустройству территории Александровского сельсовета, конкретный вид работ и оказанных услуг прописываются в Отчете о выполненных работах и оказанных услугах, а также о произведенных затратах на использование средств местного бюджета для проведения мероприятий по благоустройству территории Александровского сельсовета.

15.08.2016 г. между администрацией МО Александровский сельсовет и МУП «ТВС» заключено Соглашение о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования Александровский сельсовет на возмещение затрат на выполнение работ по благоустройству территории МО Александровский сельсовет.

Сумма субсидии обозначена п. 1.1 Соглашения – 105 000 (сто пять тысяч рублей).

Срок действия Соглашения – с 01.10.2016 г. до 31.12.2016 г.

Указанная сумма субсидии подтверждается отчетом МУП «ТВС» о выполненных работах по благоустройству МО Александровский сельсовет за апрель – май – июнь 2016 г.

Постановлением администрации МО Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области № 73-п от 31.03.2016 г. утверждено Положение о порядке предоставления субсидий на возмещение затрат на содержание автомобильных дорог местного значения на территории Александровского сельсовета области муниципальному унитарному предприятию Александровского с/с Александровского района Оренбургской области «Тепловые и водопроводные сети» (Приложение к Постановлению).

Согласно п. 2 Положения субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по соответствующим кодам классификации расходов бюджета решением Совета депутатов о бюджете МО Александровский сельсовет на очередной финансовый год, в соответствии со сводной бюджетной росписью, на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения МО Александровский сельсовет.

В соответствии с п. 3 Положения предоставление субсидии осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет МУП «ТВС» после представления получателем субсидии в администрацию отчета о выполненных работах и произведенных затратах на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог за отчетный период.

17.11.2016 г. между администрацией МО Александровский сельсовет и МУП «ТВС» заключено Соглашение о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования Александровский сельсовет на возмещение затрат по очистке дорожного полотна от снега улично – дорожной сети Александровского сельсовета.

Сумма субсидии обозначена п. 1.1 Соглашения – 43 300 (сорок три тысячи триста рублей).

Срок действия Соглашения – с 01.10.2016 г. до 31.12.2016 г.

Осуществление работ на указанную сумму подтверждается отчетом о выполненных работах по очистке дорожного полотна от снега МО Александровский сельсовет за ноябрь 2016 г.

30.12.2016 г. между администрацией МО Александровский сельсовет и МУП «ТВС» заключено Соглашение о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования Александровский сельсовет на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на содержание автомобильных дорог общего пользования на территории Александровского сельсовета на 2017 г.

Сумма субсидии обозначена п. 1.1 Соглашения – 1 522 420, 46 (один миллион пятьсот двадцать две тысячи четыреста двадцать) рублей (сорок шесть) копеек.

Срок действия Соглашения – с 01.01.2017 г. до 31.12.2017 г.

Постановлением администрации МО Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области № 105-п от 29.04.2016 г. утверждено Положение о порядке предоставления субсидий на возмещение затрат на использование средств резервного фонда для проведения противопаводковых мероприятий на территории Александровского сельсовета муниципальному унитарному предприятию Александровского с/с Александровского района Оренбургской области «Тепловые и водопроводные сети» (Приложение к Постановлению).

Согласно п. 2 Положения субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по соответствующим кодам классификации расходов бюджета решением Совета депутатов о бюджете МО Александровский сельсовет на очередной финансовый год, в соответствии со сводной бюджетной росписью, на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ с целью проведения противопаводковых мероприятий на территории  Александровского сельсовета (далее – противопаводковые мероприятия).

В соответствии с п. 4 Положения предоставление субсидии осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет МУП «ТВС» после представления получателем субсидии в администрацию отчета о выполненных работах и произведенных затратах на выполнение работ по проведению противопаводковых мероприятий за отчетный период.

05.04.2017 г. между администрацией МО Александровский сельсовет и МУП «ТВС» заключено Соглашение о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования Александровский сельсовет на возмещение затрат на использование средств резервного фонда для проведения противопаводковых мероприятий на территории Александровского сельсовета.

Сумма субсидии обозначена п. 1.1 Соглашения – 121 250 (сто двадцать одна тысяча двести пятьдесят) рублей.

Срок действия Соглашения – с 01.01.2016 г. до 31.12.2016 г.

Осуществление работ на указанную сумму подтверждается отчетом о выполненных работах и произведенных затратах по использованию средств резервного фонда для проведения противопаводковых мероприятий на территории Александровского сельсовета.

Согласно п. 4, п. 8, п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о МСУ) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п. 8); утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п. 19).

 С учетом изложенного, организация в границах поселения благоустройства территории, содержание автомобильных дорог, осуществление противопаводковых мероприятий является полномочиями поселения.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона о МСУ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) указанный ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Муниципальным заказчиком может выступать соответственно муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (п. 6 ст. 3 Закона о контрактной системе).

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган   местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя   (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на   принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств   соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона о контрактной системе целями осуществления закупок является в т.ч. выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

Анализ вышеуказанных положений федерального законодательства РФ позволяет   сделать вывод,  что в случае необходимости привлечения подрядчиков для выполнения работ бюджетному учреждению,  оплата которых будет осуществляться   за счет бюджетных средств,  осуществление таких действий происходит строго в рамках Закона о контрактной системе.

Иного порядка определения подрядчиков, в целях заключения с ними контрактов   (договоров)  на выполнение работ,  необходимых для решения вопросов местного значения, и, обеспечиваемых за счет средств местных бюджетов, действующее   законодательство РФ не содержит.

Из анализа материалов  следует,  что в рассматриваемом случае для  решения вопроса местного значения понадобилось привлечение подрядчиков.

Правоотношения возникли по вопросу выполнения работ для муниципальных нужд, что регулируется ст. 72 Бюджетного кодекса, согласно которой  закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Частью 1 ст. 54 Закона о МСУ установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе).

Исходя из представленных документов, следует, что работы по благоустройству, содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, проведению противопаводковых мероприятий фактически были осуществлены за счет бюджетных средств.

В вышеуказанных случаях, указанные работы на территории МО Александровский сельсовет были осуществлены без проведения торгов. Действия по размещению заказа в данной сфере администрацией МО Александровский сельсовет не предпринимались, что повлекло расходование бюджетных средств для удовлетворения муниципальных нужд вне рамок Закона о контрактной системе.

При этом, издав Постановления № 15-п от 29.04.2016 г., № 142-п от 14.06.2016 г., № 73-п от 31.03.2016 г., администрация МО Александровский сельсовет предоставила возможность МУП «ТВС» осуществлять деятельность, приносящую прибыль, минуя участие в конкурентных процедурах.

Вследствие этого, хозяйствующие субъекты, помимо МУП «ТВС», были лишены доступа на указанные рынки в границах муниципального образования Александровский сельсовет поскольку для доступа на рынок необходимо соблюдение определенных процедур – участие в торгах, что повлекло ущемление их прав, в том числе прав на обжалование результатов торгов, создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке, недопущение состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами. 

Заключение сделки должно не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение потребностей муниципального образования (муниципальных нужд) должно производиться посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Таким образом, действия администрации МО Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области фактически были направлены на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по благоустройству, содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, проведения противопаводковых мероприятий муниципального образования Александровский сельсовет.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

 

Вывод:

 

В ходе проверки актов и действий администрации муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

 

Руководитель инспекции –

Начальник отдела

контроля органов власти<....>

 

Члены инспекции:

 

Главный специалист-эксперт

отдела контроля органов власти                                                          

Оренбургского УФАС России                                                                   <....>

 

(подпись отсутствует в связи с нахождением в очередном ежегодном отпуске)

 

 

Специалист-эксперт

Отдела контроля органов власти                                                         

Оренбургского УФАС России                                                                          <....>

Специалист-эксперт

Отдела контроля органов власти                                                          

Оренбургского УФАС России                                                                          <....>

 

Специалист-эксперт

Отдела контроля органов власти                                                         

Оренбургского УФАС России                                                                        <....>

 

 

Акт в 2-х экземплярах составлен специалистом – экспертом отдела контроля органов власти Оренбургского УФАС России <....>

 

С учетом местонахождения администрации МО Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области второй экземпляр акта направлен почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

 

 

Руководитель инспекции                                                                                    <....>

 

Согласно п. 3.87 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства (утв. Приказом ФАС России от  25.05.2012  № 340):  руководитель, иное должностное лицо, уполномоченный представитель проверяемого лица в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в антимонопольный орган (руководителю инспекции) свои письменные возражения на акт проверки, которые приобщаются к акту проверки не позднее следующего рабочего дня после их поступления.