Р Е Ш Е Н И Е по делу № 07-16-44/2011 о нарушении антимонопольного законодательства

Номер дела: № 07-16-44/2011
Дата публикации: 17 апреля 2012, 11:20

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела  по признакам  нарушения  антимонопольного законодательства в составе:

<...>

в присутствии представителей:

 заявителя –  ООО «Глобус»:  Соловьёва Алексея Александровича (доверенность № 000014-30-307-12 от 30.01.2012 г.),

ответчика –  ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»: Новикова Олега Александровича (доверенность от 01.02.2012 г.),

в отсутствии представителя надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела  лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах – ЗАО АК «Руслайн»,

 рассмотрев дело № 07-16-44/2011, возбужденное приказом № 298 от 28.12.2011  г. по заявлению ООО «Глобус» (Аэропорт Толмачево, НСО               г. Обь, Россия)  в отношении   ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»  (поселок Аэропорт, Оренбургский район, Оренбургская область) по признакам нарушения п. 5, п. 8, п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Оренбургского УФАС России поступило обращение ООО «Глобус» (Россия, НСО г. Обь-4, Аэропорт Толмачево) на действия               ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» по нарушению установленного нормативными правовыми актами  порядка рассмотрения заявки заявителя на оказание услуг естественных монополий в аэропортах, по предложению более жестких условий оплаты услуг и ответственности  за нарушение договорных условий по сравнению с другими авиаперевозчиками.

Усмотрев в действиях ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»   признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженные в необоснованном уклонении ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»  от заключения договора  на оказание услуг субъектов  естественных монополий в аэропортах с ООО «Глобус», Оренбургское УФАС России  возбудило настоящее дело в целях пресечения нарушения антимонопольного законодательства.    

В ходе рассмотрения дела в действиях ответчика были также усмотрены признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выраженного в создании дискриминационных условий по отношению к ООО «Глобус»,  и  признаки нарушения п. 9 ч. 1 ст. 10 того же закона, выраженного в создании препятствий доступу ООО «Глобус» на  рынок  авиаперевозок.

В ходе  рассмотрения дела Комиссией представитель заявителя поддержал изложенные в заявлении доводы и требования, пояснил, что бездействиями ответчика по не направлению  ответов на заявки ООО «Глобус» на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах ущемляются интересы заявителя. Существенные условия направленного ответчиком в адрес заявителя неподписанного проекта договора на аэропортовое и наземное обслуживание отличаются от существенных условий договора на аэропортовое и наземное обслуживание, заключенного  ответчиком с ЗАО  Авиационная компания «РусЛайн» в части размера предоплаты, сроков предоплаты, наличия способа обеспечения обязательств, наличия штрафных санкций за выполнение полета не по расписанию  и отмены рейса, что создает дискриминационные условия по отношению к заявителю. 

В ходе рассмотрения дела Комиссией  представитель ответчика  вменяемые нарушения не признал по доводам, изложенным в письменных пояснениях, а также указал, что ФГУП «Международный аэропорт» «Оренбург» 20.06.2011 г. зарегистрирована  поступившая  заявка на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах от ООО «Глобус». По данной заявке 15.09.2011 г. в адрес ООО «Глобус» был направлен  не подписанный со стороны ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» договор № 421/АП-2011 на аэропортовое  и наземное обслуживание воздушных судов от 04.07.2011 г. Идентичная заявке от 20.06.2011 г. заявка от ООО «Глобус» в ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» поступила 14.11.2011 г. Последняя заявка находится в стадии рассмотрения. 24.01.2012 г. от ООО «Глобус» поступили замечания и предложения  к договору № 421/АП-2011 на аэропортовое и наземное обслуживание  воздушных судов от 04.07.2011 г., которые на момент рассмотрения дела находятся на согласовании. Направление в ООО «Глобус» ответа на заявку от 14.11.2011 г.  до  согласования указанных замечаний ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» считает нецелесообразным.        

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

 

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц о ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» основным видом деятельности этой организации является деятельность терминалов (аэропортов и т.п.), управление аэропортами (код по ОКВЭД 63.23.1.), подтверждается также п. 2.3 Устава  ответчика.

 Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее ФЗ «О естественных монополиях»), услуги  в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»  решением ФСТ России  № 519-т от 28.10.2010 г. включено в Раздел 2 «Услуги аэропортов» Реестра субъектов естественных монополий  на транспорте под номером № 56/2/3.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

Следовательно, в силу требований ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях», ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»   ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг в  аэропортах  и на его деятельность распространяются требования   ст. 10 Федерального закона  «О защите конкуренции».

 В части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на осуществление действий (бездействий) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействия): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; создание дискриминационных условий; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Общие принципы и порядок обеспечения доступа к услугам естественных монополий в аэропортах урегулированы Правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от             22.07.2009 г. № 599 «О порядке обеспечения доступа  к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» (далее Правила).

Согласно п. 4, п. 5 Правил услуги в аэропортах предоставляются их потребителям на основании договора об оказании услуг. Лицо, которое намерено заключить договор об оказании услуг, направляет главному оператору (оператору) в письменной форме заявку об оказании услуг в аэропортах.

В п.7 Правил закреплено, что главный оператор (оператор) рассматривает заявку в течение 3 рабочих дней со дня ее получения на предмет соответствия ее требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил. При оформлении заявки с нарушением требований заявка в указанные сроки возвращается заявителю. При оформлении заявки надлежащим образом главный оператор (оператор) в течение 15 календарных дней со дня получения заявки рассматривает и подтверждает ее путем направления заявителю подписанного проекта договора или направляет письменный мотивированный отказ от его заключения.   

ООО «Глобус» в ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» направило заявку на оказание услуг субъектов естественных монополий  в аэропортах (письмо авиакомпании № 30-206-12-11/000244 от 14.06.2011 г.).

Не получив в установленные Правилами сроки ответ от ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» о результатах рассмотрения указанной заявки ООО «Глобус» 22.08.2011 г.  направило в адрес аэропорта письмо № 30-206-12-11/000388 от 22.08.2011 г. с просьбой ускорить  рассмотрение заявки.

Согласно письменным пояснениям ответчика  б/н от 01.02.2012 г. данная заявка была получена ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» 20.06.2011 г., по этой заявке 15.09.2011 г. ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»  в адрес ООО «Глобус»  направлен договор № 421/АП-2011 на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов от 04.07.2011 г.

Из рассматриваемого Комиссией заявления ООО «Глобус» следует, что 20.09.2011 г. заявитель получил от ответчика не подписанный со стороны ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» договор № 421/АП-2011 на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов от 04.07.2011 г. В ходе рассмотрения дела факт направления ответчиком заявителю не подписанного проекта договора представителем ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» не отрицался, доказательства обратного в материалы дела не представлены.

Таким образом, в нарушение п. 7 Правил ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»   не направило в установленные сроки  в адрес ООО «Глобус» по заявке от 14.06.2011 г. ни подписанный проект договора, ни подписанный мотивированный отказ от его заключения, заявка также не была возвращена заявителю.

03.11.2011 г. ООО «Глобус» была направлена очередная заявка на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах,  идентичная первой заявке, полученная ответчиком 14.11.2011 г.  На момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 07-16-44/2011 согласно письму ответчика б/н от 01.02.2012 г. и устным пояснениям его представителя заявка ООО «Глобус» от 14.11.2011 г. находится в стадии рассмотрения.

Таким образом, в нарушение п. 7 Правил ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»  по заявке ООО «Глобус» от 14.11.2011 г. также не направило в установленные сроки  в адрес ООО «Глобус» ни подписанный проект договора, ни подписанный мотивированный отказ от его заключения, заявка  не была возвращена заявителю.

По утверждению ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» 24.01.2012 г. от ООО «Глобус» в его адрес поступили замечания и предложения к договору  № 421/АП-2011 на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов от 04.07.2011 г., которые находятся в стадии согласования ответчиком. Именно продолжение ведения работы по согласованию указанных замечаний и предложений  лишает, по мнению ответчика, целесообразности направление ответа  по заявкам заявителя и служит достаточным обоснованием такого бездействия ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург». 

Принимая во внимание, что ООО «Глобус» отрицает факт направления со своей стороны каких-либо замечаний и предложений к договору        № 421/АП-2011 на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов от 04.07.2011 г., в то время как ответчиком не представлено доказательств обратного (представленные ответчиком в материалы дела замечания и предложения к договору  № 421/АП-2011 на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов от 04.07.2011 г. не подписаны ООО «Глобус»), Комиссия отклоняет довод ответчика о нецелесообразности  направления ответа по заявкам ООО «Глобус» как необоснованный, прямо противоречащий п.7 Правил.

Кроме того, согласно  ст. 432 Гражданского кодекса РФ  договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.  Обязанность направления оферты на заключение договора на оказание услуг в аэропортах в соответствии с п. 7 Правил возложена на главного оператора (оператора), которым является ответчик.  Направленный со стороны ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» в адрес ООО «Глобус» проект договора № 421/АП-2011 на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов от 04.07.2011 г. не является оформленной в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 435 Гражданского кодекса РФ офертой, поскольку указанный проект договора не был подписан ответчиком. Следовательно, работа по согласованию замечаний и предложений к этому договору в предусмотренном действующим законодательством РФ порядке вестись не могла, и содержание данного проекта не может создавать дискриминационные условия  по отношению к ООО «Глобус».

В ходе рассмотрения дела ответчиком не было представлено ни экономическое, ни технологическое обоснование своего бездействия по рассмотрению заявок заявителя и направлению по ним ответов.

На основании изложенного, в действиях ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» содержится нарушение п. 5, п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выраженного в  экономически  и технологически не обоснованном уклонении от заключения договора оказания услуг с  ООО «Глобус», при наличии возможности предоставления услуг аэропорта, при том, что  такое уклонение прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, тем самым создавая препятствия доступу ООО «Глобус» на рынок авиаперевозок по маршруту Москва – Оренбург – Москва, что приводит к ущемлению интересов  ООО «Глобус» и ограничению  конкуренции  на рынке авиаперевозок.

Такое поведение ответчика расценивается Комиссией как злоупотребление доминирующим положением на рынке  услуг в  аэропортах.

 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать   ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» нарушившим п. 5, п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».
  2. Выдать  ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: рассмотреть заявки ООО «Глобус» на оказание услуг естественных монополий в аэропортах в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке, направить в ООО «Глобус» подписанный проект договора об оказании услуг согласно заявке ООО «Глобус» от 14.06.2011 г., 03.11.2011 г.

3. Передать материалы дела № 07-16-44/2011 уполномоченному должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии   Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Решение может быть обжаловано  в  течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии                                                                  <...>

Члены Комиссии                                                                             <...>

stdClass Object ( [vid] => 6572 [uid] => 5 [title] => Р Е Ш Е Н И Е по делу № 07-16-44/2011 о нарушении антимонопольного законодательства [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6572 [type] => solution [language] => ru [created] => 1334640372 [changed] => 1370517251 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370517251 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела  по признакам  нарушения  антимонопольного законодательства в составе:

<...>

в присутствии представителей:

 заявителя –  ООО «Глобус»:  Соловьёва Алексея Александровича (доверенность № 000014-30-307-12 от 30.01.2012 г.),

ответчика –  ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»: Новикова Олега Александровича (доверенность от 01.02.2012 г.),

в отсутствии представителя надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела  лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах – ЗАО АК «Руслайн»,

 рассмотрев дело № 07-16-44/2011, возбужденное приказом № 298 от 28.12.2011  г. по заявлению ООО «Глобус» (Аэропорт Толмачево, НСО               г. Обь, Россия)  в отношении   ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»  (поселок Аэропорт, Оренбургский район, Оренбургская область) по признакам нарушения п. 5, п. 8, п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Оренбургского УФАС России поступило обращение ООО «Глобус» (Россия, НСО г. Обь-4, Аэропорт Толмачево) на действия               ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» по нарушению установленного нормативными правовыми актами  порядка рассмотрения заявки заявителя на оказание услуг естественных монополий в аэропортах, по предложению более жестких условий оплаты услуг и ответственности  за нарушение договорных условий по сравнению с другими авиаперевозчиками.

Усмотрев в действиях ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»   признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженные в необоснованном уклонении ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»  от заключения договора  на оказание услуг субъектов  естественных монополий в аэропортах с ООО «Глобус», Оренбургское УФАС России  возбудило настоящее дело в целях пресечения нарушения антимонопольного законодательства.    

В ходе рассмотрения дела в действиях ответчика были также усмотрены признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выраженного в создании дискриминационных условий по отношению к ООО «Глобус»,  и  признаки нарушения п. 9 ч. 1 ст. 10 того же закона, выраженного в создании препятствий доступу ООО «Глобус» на  рынок  авиаперевозок.

В ходе  рассмотрения дела Комиссией представитель заявителя поддержал изложенные в заявлении доводы и требования, пояснил, что бездействиями ответчика по не направлению  ответов на заявки ООО «Глобус» на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах ущемляются интересы заявителя. Существенные условия направленного ответчиком в адрес заявителя неподписанного проекта договора на аэропортовое и наземное обслуживание отличаются от существенных условий договора на аэропортовое и наземное обслуживание, заключенного  ответчиком с ЗАО  Авиационная компания «РусЛайн» в части размера предоплаты, сроков предоплаты, наличия способа обеспечения обязательств, наличия штрафных санкций за выполнение полета не по расписанию  и отмены рейса, что создает дискриминационные условия по отношению к заявителю. 

В ходе рассмотрения дела Комиссией  представитель ответчика  вменяемые нарушения не признал по доводам, изложенным в письменных пояснениях, а также указал, что ФГУП «Международный аэропорт» «Оренбург» 20.06.2011 г. зарегистрирована  поступившая  заявка на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах от ООО «Глобус». По данной заявке 15.09.2011 г. в адрес ООО «Глобус» был направлен  не подписанный со стороны ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» договор № 421/АП-2011 на аэропортовое  и наземное обслуживание воздушных судов от 04.07.2011 г. Идентичная заявке от 20.06.2011 г. заявка от ООО «Глобус» в ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» поступила 14.11.2011 г. Последняя заявка находится в стадии рассмотрения. 24.01.2012 г. от ООО «Глобус» поступили замечания и предложения  к договору № 421/АП-2011 на аэропортовое и наземное обслуживание  воздушных судов от 04.07.2011 г., которые на момент рассмотрения дела находятся на согласовании. Направление в ООО «Глобус» ответа на заявку от 14.11.2011 г.  до  согласования указанных замечаний ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» считает нецелесообразным.        

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

 

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц о ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» основным видом деятельности этой организации является деятельность терминалов (аэропортов и т.п.), управление аэропортами (код по ОКВЭД 63.23.1.), подтверждается также п. 2.3 Устава  ответчика.

 Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее ФЗ «О естественных монополиях»), услуги  в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»  решением ФСТ России  № 519-т от 28.10.2010 г. включено в Раздел 2 «Услуги аэропортов» Реестра субъектов естественных монополий  на транспорте под номером № 56/2/3.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

Следовательно, в силу требований ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях», ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»   ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг в  аэропортах  и на его деятельность распространяются требования   ст. 10 Федерального закона  «О защите конкуренции».

 В части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на осуществление действий (бездействий) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействия): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; создание дискриминационных условий; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Общие принципы и порядок обеспечения доступа к услугам естественных монополий в аэропортах урегулированы Правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от             22.07.2009 г. № 599 «О порядке обеспечения доступа  к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» (далее Правила).

Согласно п. 4, п. 5 Правил услуги в аэропортах предоставляются их потребителям на основании договора об оказании услуг. Лицо, которое намерено заключить договор об оказании услуг, направляет главному оператору (оператору) в письменной форме заявку об оказании услуг в аэропортах.

В п.7 Правил закреплено, что главный оператор (оператор) рассматривает заявку в течение 3 рабочих дней со дня ее получения на предмет соответствия ее требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил. При оформлении заявки с нарушением требований заявка в указанные сроки возвращается заявителю. При оформлении заявки надлежащим образом главный оператор (оператор) в течение 15 календарных дней со дня получения заявки рассматривает и подтверждает ее путем направления заявителю подписанного проекта договора или направляет письменный мотивированный отказ от его заключения.   

ООО «Глобус» в ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» направило заявку на оказание услуг субъектов естественных монополий  в аэропортах (письмо авиакомпании № 30-206-12-11/000244 от 14.06.2011 г.).

Не получив в установленные Правилами сроки ответ от ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» о результатах рассмотрения указанной заявки ООО «Глобус» 22.08.2011 г.  направило в адрес аэропорта письмо № 30-206-12-11/000388 от 22.08.2011 г. с просьбой ускорить  рассмотрение заявки.

Согласно письменным пояснениям ответчика  б/н от 01.02.2012 г. данная заявка была получена ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» 20.06.2011 г., по этой заявке 15.09.2011 г. ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»  в адрес ООО «Глобус»  направлен договор № 421/АП-2011 на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов от 04.07.2011 г.

Из рассматриваемого Комиссией заявления ООО «Глобус» следует, что 20.09.2011 г. заявитель получил от ответчика не подписанный со стороны ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» договор № 421/АП-2011 на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов от 04.07.2011 г. В ходе рассмотрения дела факт направления ответчиком заявителю не подписанного проекта договора представителем ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» не отрицался, доказательства обратного в материалы дела не представлены.

Таким образом, в нарушение п. 7 Правил ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»   не направило в установленные сроки  в адрес ООО «Глобус» по заявке от 14.06.2011 г. ни подписанный проект договора, ни подписанный мотивированный отказ от его заключения, заявка также не была возвращена заявителю.

03.11.2011 г. ООО «Глобус» была направлена очередная заявка на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах,  идентичная первой заявке, полученная ответчиком 14.11.2011 г.  На момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 07-16-44/2011 согласно письму ответчика б/н от 01.02.2012 г. и устным пояснениям его представителя заявка ООО «Глобус» от 14.11.2011 г. находится в стадии рассмотрения.

Таким образом, в нарушение п. 7 Правил ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»  по заявке ООО «Глобус» от 14.11.2011 г. также не направило в установленные сроки  в адрес ООО «Глобус» ни подписанный проект договора, ни подписанный мотивированный отказ от его заключения, заявка  не была возвращена заявителю.

По утверждению ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» 24.01.2012 г. от ООО «Глобус» в его адрес поступили замечания и предложения к договору  № 421/АП-2011 на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов от 04.07.2011 г., которые находятся в стадии согласования ответчиком. Именно продолжение ведения работы по согласованию указанных замечаний и предложений  лишает, по мнению ответчика, целесообразности направление ответа  по заявкам заявителя и служит достаточным обоснованием такого бездействия ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург». 

Принимая во внимание, что ООО «Глобус» отрицает факт направления со своей стороны каких-либо замечаний и предложений к договору        № 421/АП-2011 на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов от 04.07.2011 г., в то время как ответчиком не представлено доказательств обратного (представленные ответчиком в материалы дела замечания и предложения к договору  № 421/АП-2011 на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов от 04.07.2011 г. не подписаны ООО «Глобус»), Комиссия отклоняет довод ответчика о нецелесообразности  направления ответа по заявкам ООО «Глобус» как необоснованный, прямо противоречащий п.7 Правил.

Кроме того, согласно  ст. 432 Гражданского кодекса РФ  договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.  Обязанность направления оферты на заключение договора на оказание услуг в аэропортах в соответствии с п. 7 Правил возложена на главного оператора (оператора), которым является ответчик.  Направленный со стороны ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» в адрес ООО «Глобус» проект договора № 421/АП-2011 на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов от 04.07.2011 г. не является оформленной в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 435 Гражданского кодекса РФ офертой, поскольку указанный проект договора не был подписан ответчиком. Следовательно, работа по согласованию замечаний и предложений к этому договору в предусмотренном действующим законодательством РФ порядке вестись не могла, и содержание данного проекта не может создавать дискриминационные условия  по отношению к ООО «Глобус».

В ходе рассмотрения дела ответчиком не было представлено ни экономическое, ни технологическое обоснование своего бездействия по рассмотрению заявок заявителя и направлению по ним ответов.

На основании изложенного, в действиях ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» содержится нарушение п. 5, п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выраженного в  экономически  и технологически не обоснованном уклонении от заключения договора оказания услуг с  ООО «Глобус», при наличии возможности предоставления услуг аэропорта, при том, что  такое уклонение прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, тем самым создавая препятствия доступу ООО «Глобус» на рынок авиаперевозок по маршруту Москва – Оренбург – Москва, что приводит к ущемлению интересов  ООО «Глобус» и ограничению  конкуренции  на рынке авиаперевозок.

Такое поведение ответчика расценивается Комиссией как злоупотребление доминирующим положением на рынке  услуг в  аэропортах.

 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать   ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» нарушившим п. 5, п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».
  2. Выдать  ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: рассмотреть заявки ООО «Глобус» на оказание услуг естественных монополий в аэропортах в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке, направить в ООО «Глобус» подписанный проект договора об оказании услуг согласно заявке ООО «Глобус» от 14.06.2011 г., 03.11.2011 г.

3. Передать материалы дела № 07-16-44/2011 уполномоченному должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии   Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Решение может быть обжаловано  в  течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии                                                                  <...>

Члены Комиссии                                                                             <...>

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела  по признакам  нарушения  антимонопольного законодательства в составе:

<...>

в присутствии представителей:

 заявителя –  ООО «Глобус»:  Соловьёва Алексея Александровича (доверенность № 000014-30-307-12 от 30.01.2012 г.),

ответчика –  ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»: Новикова Олега Александровича (доверенность от 01.02.2012 г.),

в отсутствии представителя надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела  лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах – ЗАО АК «Руслайн»,

 рассмотрев дело № 07-16-44/2011, возбужденное приказом № 298 от 28.12.2011  г. по заявлению ООО «Глобус» (Аэропорт Толмачево, НСО               г. Обь, Россия)  в отношении   ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»  (поселок Аэропорт, Оренбургский район, Оренбургская область) по признакам нарушения п. 5, п. 8, п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Оренбургского УФАС России поступило обращение ООО «Глобус» (Россия, НСО г. Обь-4, Аэропорт Толмачево) на действия               ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» по нарушению установленного нормативными правовыми актами  порядка рассмотрения заявки заявителя на оказание услуг естественных монополий в аэропортах, по предложению более жестких условий оплаты услуг и ответственности  за нарушение договорных условий по сравнению с другими авиаперевозчиками.

Усмотрев в действиях ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»   признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженные в необоснованном уклонении ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»  от заключения договора  на оказание услуг субъектов  естественных монополий в аэропортах с ООО «Глобус», Оренбургское УФАС России  возбудило настоящее дело в целях пресечения нарушения антимонопольного законодательства.    

В ходе рассмотрения дела в действиях ответчика были также усмотрены признаки нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выраженного в создании дискриминационных условий по отношению к ООО «Глобус»,  и  признаки нарушения п. 9 ч. 1 ст. 10 того же закона, выраженного в создании препятствий доступу ООО «Глобус» на  рынок  авиаперевозок.

В ходе  рассмотрения дела Комиссией представитель заявителя поддержал изложенные в заявлении доводы и требования, пояснил, что бездействиями ответчика по не направлению  ответов на заявки ООО «Глобус» на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах ущемляются интересы заявителя. Существенные условия направленного ответчиком в адрес заявителя неподписанного проекта договора на аэропортовое и наземное обслуживание отличаются от существенных условий договора на аэропортовое и наземное обслуживание, заключенного  ответчиком с ЗАО  Авиационная компания «РусЛайн» в части размера предоплаты, сроков предоплаты, наличия способа обеспечения обязательств, наличия штрафных санкций за выполнение полета не по расписанию  и отмены рейса, что создает дискриминационные условия по отношению к заявителю. 

В ходе рассмотрения дела Комиссией  представитель ответчика  вменяемые нарушения не признал по доводам, изложенным в письменных пояснениях, а также указал, что ФГУП «Международный аэропорт» «Оренбург» 20.06.2011 г. зарегистрирована  поступившая  заявка на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах от ООО «Глобус». По данной заявке 15.09.2011 г. в адрес ООО «Глобус» был направлен  не подписанный со стороны ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» договор № 421/АП-2011 на аэропортовое  и наземное обслуживание воздушных судов от 04.07.2011 г. Идентичная заявке от 20.06.2011 г. заявка от ООО «Глобус» в ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» поступила 14.11.2011 г. Последняя заявка находится в стадии рассмотрения. 24.01.2012 г. от ООО «Глобус» поступили замечания и предложения  к договору № 421/АП-2011 на аэропортовое и наземное обслуживание  воздушных судов от 04.07.2011 г., которые на момент рассмотрения дела находятся на согласовании. Направление в ООО «Глобус» ответа на заявку от 14.11.2011 г.  до  согласования указанных замечаний ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» считает нецелесообразным.        

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

 

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц о ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» основным видом деятельности этой организации является деятельность терминалов (аэропортов и т.п.), управление аэропортами (код по ОКВЭД 63.23.1.), подтверждается также п. 2.3 Устава  ответчика.

 Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее ФЗ «О естественных монополиях»), услуги  в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»  решением ФСТ России  № 519-т от 28.10.2010 г. включено в Раздел 2 «Услуги аэропортов» Реестра субъектов естественных монополий  на транспорте под номером № 56/2/3.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

Следовательно, в силу требований ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях», ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»   ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг в  аэропортах  и на его деятельность распространяются требования   ст. 10 Федерального закона  «О защите конкуренции».

 В части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на осуществление действий (бездействий) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействия): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; создание дискриминационных условий; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Общие принципы и порядок обеспечения доступа к услугам естественных монополий в аэропортах урегулированы Правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от             22.07.2009 г. № 599 «О порядке обеспечения доступа  к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» (далее Правила).

Согласно п. 4, п. 5 Правил услуги в аэропортах предоставляются их потребителям на основании договора об оказании услуг. Лицо, которое намерено заключить договор об оказании услуг, направляет главному оператору (оператору) в письменной форме заявку об оказании услуг в аэропортах.

В п.7 Правил закреплено, что главный оператор (оператор) рассматривает заявку в течение 3 рабочих дней со дня ее получения на предмет соответствия ее требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил. При оформлении заявки с нарушением требований заявка в указанные сроки возвращается заявителю. При оформлении заявки надлежащим образом главный оператор (оператор) в течение 15 календарных дней со дня получения заявки рассматривает и подтверждает ее путем направления заявителю подписанного проекта договора или направляет письменный мотивированный отказ от его заключения.   

ООО «Глобус» в ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» направило заявку на оказание услуг субъектов естественных монополий  в аэропортах (письмо авиакомпании № 30-206-12-11/000244 от 14.06.2011 г.).

Не получив в установленные Правилами сроки ответ от ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» о результатах рассмотрения указанной заявки ООО «Глобус» 22.08.2011 г.  направило в адрес аэропорта письмо № 30-206-12-11/000388 от 22.08.2011 г. с просьбой ускорить  рассмотрение заявки.

Согласно письменным пояснениям ответчика  б/н от 01.02.2012 г. данная заявка была получена ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» 20.06.2011 г., по этой заявке 15.09.2011 г. ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»  в адрес ООО «Глобус»  направлен договор № 421/АП-2011 на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов от 04.07.2011 г.

Из рассматриваемого Комиссией заявления ООО «Глобус» следует, что 20.09.2011 г. заявитель получил от ответчика не подписанный со стороны ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» договор № 421/АП-2011 на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов от 04.07.2011 г. В ходе рассмотрения дела факт направления ответчиком заявителю не подписанного проекта договора представителем ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» не отрицался, доказательства обратного в материалы дела не представлены.

Таким образом, в нарушение п. 7 Правил ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»   не направило в установленные сроки  в адрес ООО «Глобус» по заявке от 14.06.2011 г. ни подписанный проект договора, ни подписанный мотивированный отказ от его заключения, заявка также не была возвращена заявителю.

03.11.2011 г. ООО «Глобус» была направлена очередная заявка на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах,  идентичная первой заявке, полученная ответчиком 14.11.2011 г.  На момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 07-16-44/2011 согласно письму ответчика б/н от 01.02.2012 г. и устным пояснениям его представителя заявка ООО «Глобус» от 14.11.2011 г. находится в стадии рассмотрения.

Таким образом, в нарушение п. 7 Правил ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург»  по заявке ООО «Глобус» от 14.11.2011 г. также не направило в установленные сроки  в адрес ООО «Глобус» ни подписанный проект договора, ни подписанный мотивированный отказ от его заключения, заявка  не была возвращена заявителю.

По утверждению ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» 24.01.2012 г. от ООО «Глобус» в его адрес поступили замечания и предложения к договору  № 421/АП-2011 на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов от 04.07.2011 г., которые находятся в стадии согласования ответчиком. Именно продолжение ведения работы по согласованию указанных замечаний и предложений  лишает, по мнению ответчика, целесообразности направление ответа  по заявкам заявителя и служит достаточным обоснованием такого бездействия ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург». 

Принимая во внимание, что ООО «Глобус» отрицает факт направления со своей стороны каких-либо замечаний и предложений к договору        № 421/АП-2011 на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов от 04.07.2011 г., в то время как ответчиком не представлено доказательств обратного (представленные ответчиком в материалы дела замечания и предложения к договору  № 421/АП-2011 на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов от 04.07.2011 г. не подписаны ООО «Глобус»), Комиссия отклоняет довод ответчика о нецелесообразности  направления ответа по заявкам ООО «Глобус» как необоснованный, прямо противоречащий п.7 Правил.

Кроме того, согласно  ст. 432 Гражданского кодекса РФ  договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.  Обязанность направления оферты на заключение договора на оказание услуг в аэропортах в соответствии с п. 7 Правил возложена на главного оператора (оператора), которым является ответчик.  Направленный со стороны ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» в адрес ООО «Глобус» проект договора № 421/АП-2011 на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов от 04.07.2011 г. не является оформленной в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 435 Гражданского кодекса РФ офертой, поскольку указанный проект договора не был подписан ответчиком. Следовательно, работа по согласованию замечаний и предложений к этому договору в предусмотренном действующим законодательством РФ порядке вестись не могла, и содержание данного проекта не может создавать дискриминационные условия  по отношению к ООО «Глобус».

В ходе рассмотрения дела ответчиком не было представлено ни экономическое, ни технологическое обоснование своего бездействия по рассмотрению заявок заявителя и направлению по ним ответов.

На основании изложенного, в действиях ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» содержится нарушение п. 5, п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выраженного в  экономически  и технологически не обоснованном уклонении от заключения договора оказания услуг с  ООО «Глобус», при наличии возможности предоставления услуг аэропорта, при том, что  такое уклонение прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, тем самым создавая препятствия доступу ООО «Глобус» на рынок авиаперевозок по маршруту Москва – Оренбург – Москва, что приводит к ущемлению интересов  ООО «Глобус» и ограничению  конкуренции  на рынке авиаперевозок.

Такое поведение ответчика расценивается Комиссией как злоупотребление доминирующим положением на рынке  услуг в  аэропортах.

 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41,  статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать   ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» нарушившим п. 5, п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».
  2. Выдать  ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: рассмотреть заявки ООО «Глобус» на оказание услуг естественных монополий в аэропортах в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке, направить в ООО «Глобус» подписанный проект договора об оказании услуг согласно заявке ООО «Глобус» от 14.06.2011 г., 03.11.2011 г.

3. Передать материалы дела № 07-16-44/2011 уполномоченному должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии   Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Решение может быть обжаловано  в  течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии                                                                  <...>

Члены Комиссии                                                                             <...>

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 07-16-44/2011 [format] => [safe_value] => № 07-16-44/2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела  по признакам  нарушения  антимонопольного законодательства в составе: <...>

[format] => full_html [safe_value] =>

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела  по признакам  нарушения  антимонопольного законодательства в составе: <...>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-17 05:20:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-06 05:20:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1334640372 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Оренбургское УФАС России )