РЕШЕНИЕ по делу № 06-05-09/2012

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 06-05-09/2012
Дата публикации: 27 июня 2012, 11:53

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <…>; членов Комиссии:<…>

 в присутствии представителей Администрации м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области: заместителя главы администрации <…> (доверенность <…>), специалиста администрации <…>(доверенность б/н от <…>),

<…><…><…><…>

рассмотрев дело № 06-05-09/2012 по признакам нарушения Администрацией м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области   ч. 1  ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в   необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам (Постановления Администрации  муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области №65-п от 16.05.2011г. и  №96-п от 12.07.2011г.).

УСТАНОВИЛА:

По итогам  проведенной  Оренбургским УФАС России плановой проверки актов и действий Администрации  муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области  на предмет соблюдения антимонопольного законодательства установлено следующее.

16.05.2011г. Администрацией  муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области принято Постановление №65-п «Об установлении дополнительных мест торговли».

12.07.2011г. Администрацией  муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области принято Постановление №96-п «Об установлении дополнительных мест торговли в 2011 году».

В действиях Администрации м/о Новосергиевский район Оренбургской области  были усмотрены признаки нарушения ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом руководителя Оренбургского УФАС России № 78 от 28.05.2012 возбуждено дело № 06-05-09/2012.

Определением о назначении дела № 06-05-09/2012 от 28 мая 2012г. рассмотрение дела назначено на 09 июня 2012г.

В ходе рассмотрения дела Представитель ответчика пояснил следующее.

Принятие постановления от 16.05.2011г. № 65-п и постановления от 12.07.2011г. № 96-п вызвано многочисленными заявлениями самих индивидуальных предпринимателей осуществляющих торговлю о том, что со стоны работников ГИБДД к ним предъявляются требования об освобождении мест определенных для торговли, но не предназначенных для стоянки автотранспорта. Данные нормативные акты утратили силу в связи с тем, что истек срок их действия: постановление от 16.05.2011 № 65 от 16.05.2011г., постановления от 12.07.2011г. № 96-п осенний период 2011г.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения стороны, комиссия пришла к следующему.

16.05.2011г. Администрацией  муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области принято Постановление №65-п «Об установлении дополнительных мест торговли».

Согласно п.1 Постановления №65-п от 16.05.2011г. на период с 05.05.2011г. по 01.11.2011г. принято решение установить следующие дополнительные места торговли бахчевыми продуктами и сезонными овощами на территории муниципального образования Новосергиевский поссовет:

- автостоянка центрального рынка по ул. Базарной п. Новосергиевка – 10 мест;

- площадка перед магазином «Магнит» по ул. Красноармейской п. Новосергиевка – 10 мест.

Разрешить торговать бахчевыми и овощами на выделенных местах только с автотранспорта и автомобильных прицепов с соблюдением санитарных норм.   

1.2. 12.07.2011г. Администрацией  муниципального образования

Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области принято Постановление №96-п «Об установлении дополнительных мест торговли в 2011 году».

Согласно п.1 Постановления №96-п от 12.07.2011г. на летне-осенний период 2011г. принято решение установить следующие дополнительные места торговли бахчевыми продуктами и сезонными овощами на территории муниципального образования Новосергиевский поссовет: автостоянка центрального рынка по ул. Базарной п. Новосергиевка – 10 мест; площадка перед магазином «Магнит» по ул. Красноармейской п. Новосергиевка – 10 мест. Разрешить торговать бахчевыми и овощами на выделенных местах только с автотранспорта и автомобильных прицепов с соблюдением санитарных норм.

Между тем, статья 8 Конституции РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

В соответствии со ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в т.ч. вопрос о создании условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли.

Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992г. №65 «О свободе торговли» предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти.

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Согласно ч.1 ст.8 указанного закона торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными настоящим Федеральным законом и зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют:

1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);

2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);

3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);

4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);

5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект);

6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);

7) порядок и условия осуществления торговой деятельности;

8) цены на продаваемые товары;

9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;

10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;

11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.

В соответствии с ч.3 ст.17 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В указанных выше Постановлениях Администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области и Распоряжении Главы Администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области хозяйствующим субъектам установлены требования, не предусмотренные действующим законодательством РФ (разрешить торговать бахчевыми и овощами на выделенных местах только с автотранспорта и автомобильных прицепов с соблюдением санитарных норм, запретить торговлю товаров с автомобилей, выносных лотков, палаток с рук).

При этом, такие указания органа местного самоуправления, содержащееся в правовом акте органа местного самоуправления, являются вмешательством в деятельность хозяйствующих субъектов путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Вмешательство со стороны органов местного самоуправления в хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов не способствует эффективности предпринимательской деятельности, ограничивает их самостоятельность на товарном рынке и может повлечь ограничения в отношении свободного перемещения товаров, что в свою очередь может привести к ограничению конкуренции.

Согласно п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г.  «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам.

К признакам ограничения конкуренции относятся, в том числе, установление органами государственной власти, органами местного самоуправления требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.17 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Хозяйствующим субъектом в понимании п.5 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно ст.29 Устава м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области Администрация поссовета - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления м3униципального образования, наделенный настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области.

 Таким образом, факт нарушения Администрацией м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района   ч. 1  ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в   необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам (Постановления Администрации  муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области №65-п от 16.05.2011г. и  №96-п от 12.07.2011г.)  Комиссией Оренбургского УФАС России признан доказанным.

Вместе с тем, данные нормативные акты утратили силу в связи с тем, что срок действия Постановления Администрации м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области № 96-п от 12.02.2011г. летне-осенний период 2011г., Постановления Администрации м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области № 65-п от 16.05.2011г.  - с 05 мая 2011г. по 01 ноябрь 2011г. С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания Администрации м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» ц#G0цццццелями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно ст.22 названного Закона, на антимонопольный орган возложены функции: обеспечение  государственного  контроля за соблюдением антимонопольного законодательства  органами государственной власти и местного самоуправления, иными  хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.  

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4. ст.41, ст.49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области, нарушившей ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции».
  2. Предписание не выдавать.
  3. Передать материалы дела № 06-05-09/2012  уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии                                                                               <…>

<…>

 

Члены Комиссии                                                                               <…>

<…>

           Примечание:  настоящее  решение может быть обжаловано в установленном законом  порядке.

           Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

            Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 6780 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 06-05-09/2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6780 [type] => solution [language] => ru [created] => 1340776495 [changed] => 1370517251 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370517251 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <…>; членов Комиссии:<…>

 в присутствии представителей Администрации м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области: заместителя главы администрации <…> (доверенность <…>), специалиста администрации <…>(доверенность б/н от <…>),

<…><…><…><…>

рассмотрев дело № 06-05-09/2012 по признакам нарушения Администрацией м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области   ч. 1  ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в   необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам (Постановления Администрации  муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области №65-п от 16.05.2011г. и  №96-п от 12.07.2011г.).

УСТАНОВИЛА:

По итогам  проведенной  Оренбургским УФАС России плановой проверки актов и действий Администрации  муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области  на предмет соблюдения антимонопольного законодательства установлено следующее.

16.05.2011г. Администрацией  муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области принято Постановление №65-п «Об установлении дополнительных мест торговли».

12.07.2011г. Администрацией  муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области принято Постановление №96-п «Об установлении дополнительных мест торговли в 2011 году».

В действиях Администрации м/о Новосергиевский район Оренбургской области  были усмотрены признаки нарушения ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом руководителя Оренбургского УФАС России № 78 от 28.05.2012 возбуждено дело № 06-05-09/2012.

Определением о назначении дела № 06-05-09/2012 от 28 мая 2012г. рассмотрение дела назначено на 09 июня 2012г.

В ходе рассмотрения дела Представитель ответчика пояснил следующее.

Принятие постановления от 16.05.2011г. № 65-п и постановления от 12.07.2011г. № 96-п вызвано многочисленными заявлениями самих индивидуальных предпринимателей осуществляющих торговлю о том, что со стоны работников ГИБДД к ним предъявляются требования об освобождении мест определенных для торговли, но не предназначенных для стоянки автотранспорта. Данные нормативные акты утратили силу в связи с тем, что истек срок их действия: постановление от 16.05.2011 № 65 от 16.05.2011г., постановления от 12.07.2011г. № 96-п осенний период 2011г.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения стороны, комиссия пришла к следующему.

16.05.2011г. Администрацией  муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области принято Постановление №65-п «Об установлении дополнительных мест торговли».

Согласно п.1 Постановления №65-п от 16.05.2011г. на период с 05.05.2011г. по 01.11.2011г. принято решение установить следующие дополнительные места торговли бахчевыми продуктами и сезонными овощами на территории муниципального образования Новосергиевский поссовет:

- автостоянка центрального рынка по ул. Базарной п. Новосергиевка – 10 мест;

- площадка перед магазином «Магнит» по ул. Красноармейской п. Новосергиевка – 10 мест.

Разрешить торговать бахчевыми и овощами на выделенных местах только с автотранспорта и автомобильных прицепов с соблюдением санитарных норм.   

1.2. 12.07.2011г. Администрацией  муниципального образования

Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области принято Постановление №96-п «Об установлении дополнительных мест торговли в 2011 году».

Согласно п.1 Постановления №96-п от 12.07.2011г. на летне-осенний период 2011г. принято решение установить следующие дополнительные места торговли бахчевыми продуктами и сезонными овощами на территории муниципального образования Новосергиевский поссовет: автостоянка центрального рынка по ул. Базарной п. Новосергиевка – 10 мест; площадка перед магазином «Магнит» по ул. Красноармейской п. Новосергиевка – 10 мест. Разрешить торговать бахчевыми и овощами на выделенных местах только с автотранспорта и автомобильных прицепов с соблюдением санитарных норм.

Между тем, статья 8 Конституции РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

В соответствии со ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в т.ч. вопрос о создании условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли.

Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992г. №65 «О свободе торговли» предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти.

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Согласно ч.1 ст.8 указанного закона торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными настоящим Федеральным законом и зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют:

1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);

2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);

3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);

4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);

5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект);

6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);

7) порядок и условия осуществления торговой деятельности;

8) цены на продаваемые товары;

9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;

10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;

11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.

В соответствии с ч.3 ст.17 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В указанных выше Постановлениях Администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области и Распоряжении Главы Администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области хозяйствующим субъектам установлены требования, не предусмотренные действующим законодательством РФ (разрешить торговать бахчевыми и овощами на выделенных местах только с автотранспорта и автомобильных прицепов с соблюдением санитарных норм, запретить торговлю товаров с автомобилей, выносных лотков, палаток с рук).

При этом, такие указания органа местного самоуправления, содержащееся в правовом акте органа местного самоуправления, являются вмешательством в деятельность хозяйствующих субъектов путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Вмешательство со стороны органов местного самоуправления в хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов не способствует эффективности предпринимательской деятельности, ограничивает их самостоятельность на товарном рынке и может повлечь ограничения в отношении свободного перемещения товаров, что в свою очередь может привести к ограничению конкуренции.

Согласно п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г.  «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам.

К признакам ограничения конкуренции относятся, в том числе, установление органами государственной власти, органами местного самоуправления требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.17 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Хозяйствующим субъектом в понимании п.5 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно ст.29 Устава м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области Администрация поссовета - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления м3униципального образования, наделенный настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области.

 Таким образом, факт нарушения Администрацией м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района   ч. 1  ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в   необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам (Постановления Администрации  муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области №65-п от 16.05.2011г. и  №96-п от 12.07.2011г.)  Комиссией Оренбургского УФАС России признан доказанным.

Вместе с тем, данные нормативные акты утратили силу в связи с тем, что срок действия Постановления Администрации м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области № 96-п от 12.02.2011г. летне-осенний период 2011г., Постановления Администрации м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области № 65-п от 16.05.2011г.  - с 05 мая 2011г. по 01 ноябрь 2011г. С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания Администрации м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» ц#G0цццццелями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно ст.22 названного Закона, на антимонопольный орган возложены функции: обеспечение  государственного  контроля за соблюдением антимонопольного законодательства  органами государственной власти и местного самоуправления, иными  хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.  

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4. ст.41, ст.49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области, нарушившей ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции».
  2. Предписание не выдавать.
  3. Передать материалы дела № 06-05-09/2012  уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии                                                                               <…>

<…>

 

Члены Комиссии                                                                               <…>

<…>

           Примечание:  настоящее  решение может быть обжаловано в установленном законом  порядке.

           Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

            Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <…>; членов Комиссии:<…>

 в присутствии представителей Администрации м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области: заместителя главы администрации <…> (доверенность <…>), специалиста администрации <…>(доверенность б/н от <…>),

<…><…><…><…>

рассмотрев дело № 06-05-09/2012 по признакам нарушения Администрацией м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области   ч. 1  ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в   необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам (Постановления Администрации  муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области №65-п от 16.05.2011г. и  №96-п от 12.07.2011г.).

УСТАНОВИЛА:

По итогам  проведенной  Оренбургским УФАС России плановой проверки актов и действий Администрации  муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области  на предмет соблюдения антимонопольного законодательства установлено следующее.

16.05.2011г. Администрацией  муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области принято Постановление №65-п «Об установлении дополнительных мест торговли».

12.07.2011г. Администрацией  муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области принято Постановление №96-п «Об установлении дополнительных мест торговли в 2011 году».

В действиях Администрации м/о Новосергиевский район Оренбургской области  были усмотрены признаки нарушения ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом руководителя Оренбургского УФАС России № 78 от 28.05.2012 возбуждено дело № 06-05-09/2012.

Определением о назначении дела № 06-05-09/2012 от 28 мая 2012г. рассмотрение дела назначено на 09 июня 2012г.

В ходе рассмотрения дела Представитель ответчика пояснил следующее.

Принятие постановления от 16.05.2011г. № 65-п и постановления от 12.07.2011г. № 96-п вызвано многочисленными заявлениями самих индивидуальных предпринимателей осуществляющих торговлю о том, что со стоны работников ГИБДД к ним предъявляются требования об освобождении мест определенных для торговли, но не предназначенных для стоянки автотранспорта. Данные нормативные акты утратили силу в связи с тем, что истек срок их действия: постановление от 16.05.2011 № 65 от 16.05.2011г., постановления от 12.07.2011г. № 96-п осенний период 2011г.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения стороны, комиссия пришла к следующему.

16.05.2011г. Администрацией  муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области принято Постановление №65-п «Об установлении дополнительных мест торговли».

Согласно п.1 Постановления №65-п от 16.05.2011г. на период с 05.05.2011г. по 01.11.2011г. принято решение установить следующие дополнительные места торговли бахчевыми продуктами и сезонными овощами на территории муниципального образования Новосергиевский поссовет:

- автостоянка центрального рынка по ул. Базарной п. Новосергиевка – 10 мест;

- площадка перед магазином «Магнит» по ул. Красноармейской п. Новосергиевка – 10 мест.

Разрешить торговать бахчевыми и овощами на выделенных местах только с автотранспорта и автомобильных прицепов с соблюдением санитарных норм.   

1.2. 12.07.2011г. Администрацией  муниципального образования

Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области принято Постановление №96-п «Об установлении дополнительных мест торговли в 2011 году».

Согласно п.1 Постановления №96-п от 12.07.2011г. на летне-осенний период 2011г. принято решение установить следующие дополнительные места торговли бахчевыми продуктами и сезонными овощами на территории муниципального образования Новосергиевский поссовет: автостоянка центрального рынка по ул. Базарной п. Новосергиевка – 10 мест; площадка перед магазином «Магнит» по ул. Красноармейской п. Новосергиевка – 10 мест. Разрешить торговать бахчевыми и овощами на выделенных местах только с автотранспорта и автомобильных прицепов с соблюдением санитарных норм.

Между тем, статья 8 Конституции РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

В соответствии со ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в т.ч. вопрос о создании условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли.

Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992г. №65 «О свободе торговли» предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти.

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Согласно ч.1 ст.8 указанного закона торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными настоящим Федеральным законом и зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют:

1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);

2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);

3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);

4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);

5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект);

6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);

7) порядок и условия осуществления торговой деятельности;

8) цены на продаваемые товары;

9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;

10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;

11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.

В соответствии с ч.3 ст.17 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В указанных выше Постановлениях Администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области и Распоряжении Главы Администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области хозяйствующим субъектам установлены требования, не предусмотренные действующим законодательством РФ (разрешить торговать бахчевыми и овощами на выделенных местах только с автотранспорта и автомобильных прицепов с соблюдением санитарных норм, запретить торговлю товаров с автомобилей, выносных лотков, палаток с рук).

При этом, такие указания органа местного самоуправления, содержащееся в правовом акте органа местного самоуправления, являются вмешательством в деятельность хозяйствующих субъектов путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Вмешательство со стороны органов местного самоуправления в хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов не способствует эффективности предпринимательской деятельности, ограничивает их самостоятельность на товарном рынке и может повлечь ограничения в отношении свободного перемещения товаров, что в свою очередь может привести к ограничению конкуренции.

Согласно п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г.  «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам.

К признакам ограничения конкуренции относятся, в том числе, установление органами государственной власти, органами местного самоуправления требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.17 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Хозяйствующим субъектом в понимании п.5 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно ст.29 Устава м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области Администрация поссовета - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления м3униципального образования, наделенный настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области.

 Таким образом, факт нарушения Администрацией м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района   ч. 1  ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в   необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам (Постановления Администрации  муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области №65-п от 16.05.2011г. и  №96-п от 12.07.2011г.)  Комиссией Оренбургского УФАС России признан доказанным.

Вместе с тем, данные нормативные акты утратили силу в связи с тем, что срок действия Постановления Администрации м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области № 96-п от 12.02.2011г. летне-осенний период 2011г., Постановления Администрации м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области № 65-п от 16.05.2011г.  - с 05 мая 2011г. по 01 ноябрь 2011г. С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания Администрации м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» ц#G0цццццелями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно ст.22 названного Закона, на антимонопольный орган возложены функции: обеспечение  государственного  контроля за соблюдением антимонопольного законодательства  органами государственной власти и местного самоуправления, иными  хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.  

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4. ст.41, ст.49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области, нарушившей ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции».
  2. Предписание не выдавать.
  3. Передать материалы дела № 06-05-09/2012  уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель Комиссии                                                                               <…>

<…>

 

Члены Комиссии                                                                               <…>

<…>

           Примечание:  настоящее  решение может быть обжаловано в установленном законом  порядке.

           Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

            Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 06-05-09/2012 [format] => [safe_value] => 06-05-09/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <…>; членов Комиссии:<…>

 в присутствии представителей Администрации м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области: заместителя главы администрации <…> (доверенность <…>), специалиста администрации <…>(доверенность б/н от <…>),

<…><…><…><…>

рассмотрев дело № 06-05-09/2012 по признакам нарушения Администрацией м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области   ч. 1  ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в   необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам (Постановления Администрации  муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области №65-п от 16.05.2011г. и  №96-п от 12.07.2011г.).

УСТАНОВИЛА:

 

 

 

[format] => full_html [safe_value] =>

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <…>; членов Комиссии:<…>

 в присутствии представителей Администрации м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области: заместителя главы администрации <…> (доверенность <…>), специалиста администрации <…>(доверенность б/н от <…>),

<…><…><…><…>

рассмотрев дело № 06-05-09/2012 по признакам нарушения Администрацией м/о Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области   ч. 1  ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в   необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам (Постановления Администрации  муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области №65-п от 16.05.2011г. и  №96-п от 12.07.2011г.).

УСТАНОВИЛА:

 

 

 

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] =>

Оренбургское УФАС России осуществляет свою деятельность в разных направлениях. Одним из них является контроль за соблюдением Федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Помимо этого, Оренбургское УФАС России осуществляет контроль за деятельностью органов власти при предоставлении государственных преференций.

ФЗ "О защите конкуренции" (статьи 15,16,17,17.1,18,18.1)

Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

Статья 17. Антимонопольные требования к торгам

Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

Статья 18. Особенности отбора финансовых организаций

Статья 18.1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

Предоставление государственной или муниципальной преференции осуществляется с согласия антимонопольного органа, что прямо предусмотрено ст.ст. 19-21 ФЗ "О защите конкуренции".

[format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-27 05:53:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-15 05:53:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1340776495 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Оренбургское УФАС России )