РЕШЕНИЕ по делу № 06-09-05/2012 в отношении КУМИ администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 06-09-05/2012
Дата публикации: 2 декабря 2012, 15:17

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – <…> членов Комиссии: <…>

в присутствии представителя ответчика – <…> ведущего специалиста КУМИ администрации м/о г. Новотроицк (доверенность исх. №<…>);

в присутствии представителей Акционерного Коммерческого Сберегательного Банка РФ (ОАО) – <…> начальника сектора правового обеспечения деятельности отделения (доверенность<…>), <…> ведущего юрисконсульта сектора правового обеспечения защиты интересов банка в судебных и иных органах (доверенность<…>),

рассмотрев дело № 06-09-05/2012 по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации м/о г. Новотроицк Оренбургской области ч.1 ст.17.1,  ч.1 ст.19, ч.1 ст.20 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. (в редакции по состоянию на момент предоставления имущества) «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении муниципального имущества в нарушение требований, установленных антимонопольным законодательством (договор аренды №30/08 от 25.03.2008г.),

УСТАНОВИЛА:

По итогам  проведенной  Оренбургским УФАС России плановой проверки актов и действий Администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства установлено следующее.

25 марта 2008 г. между КУМИ администрации муниципального образования г. Новотроицк (Арендодатель), в лице Председателя Комитета и Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (Арендатор), в лице Управляющего Новотроицким отделением №6969 заключен договор аренды №30/08 аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности г. Новотроицка. При заключении указанного договора торги не проводились.

Приказом Оренбургского УФАС России №210 от 01.11.2012г. возбуждено дело в отношении КУМИ администрации муниципального образования г. Новотроицк по признакам нарушения ч.1 ст.17.1, ч.1, 3 ст.19, ч.1 ст.20 Федерального закона №135-ФЗ  от 26.07.2006г. (в редакции по состоянию на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции». Приказом Оренбургского УФАС России №236 от 21.11.2012г. председателем Комиссии по рассмотрению дела №06-09-05/2012 назначен заместитель руководителя управления <…> Определением от 01.11.2012г. (исх. №9587 от 01.11.2012г.) рассмотрение дела №06-09-05/2012 назначено на 22.11.2012г. на 15ч. 00мин.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика нарушение не признал и пояснил следующее, что «25.03.2008г. между комитетом по управлению муниципальным имуществом и Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ был заключен договор аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности г. Новотроицк №30/08. Заключение указанного договора производилось в соответствии со ст. 621 Гражданского кодекса РФ в порядке преимущественного права на перезаключение договора на новый срок.

На дату заключения указанного договора аренды Федеральным законом РФ от 26.07.2006г. №135-ФЗ порядок заключения договоров по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды установлен не был. В настоящее время указанный договор в порядке ст. 621 Гражданского кодекса РФ считается перешедшим на неопределенный срок.».

Представители Акционерного Коммерческого Сберегательного Банка РФ (ОАО) в ходе рассмотрения дела пояснили, что «25.03.2008г. между КУМИ г. Новотроицка и Новотроицким отделением №6969 ОАО «Сбербанк России» заключен договор №30/08 аренды вышеуказанного нежилого помещения (площадью 107кв.м.), находящегося в муниципальной собственности г. Новотроицка, на срок с 25.03.2008 г. по 20.03.2009 г.

Пункт 2.2.2. договора предусматривает право первоочередного преимущества при заключении нового договора аренды помещения на новый срок при условии надлежащего исполнения арендатором своих обязанностей по договору.

Согласно п. 6.1. договор подлежит расторжению: по взаимному соглашению сторон; по требованию Арендодателя в одностороннем порядке, по требованию одной из сторон по решению суда, Арбитражного суда; в случае ликвидации Арендатора. Кроме того, согласно п. 9.1., в случае истечения срока действия, указанного в п. 1.3. договора, и возобновления договора на тех же условиях на неопределенный срок Арендодатель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке. Указанные положения договора полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности, по истечении срока действия договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Частью 2 ст. 621 ГК РФ прямо установлено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Кроме того, ст.655 ГК РФ установлено, что при прекращении договора аренды здания или сооружения арендованное здание или сооружение должно быть возвращено арендодателю по передаточному акту или иному документу, подписываемому сторонами.

Учитывая, что банку принадлежит преимущественное право заключения договора аренды, принимая во внимание, что все условия ранее заключенного договора банком выполнены, а также то, что договор сторонами расторгнут не был (акты приема-передачи имущества отсутствуют) следует, что ответчиком имущество было представлено ОАО «Сбербанк России» в аренду на неопределенный срок в соответствии с требованиями действующего законодательства.

На момент заключения договора аренды №30/08 от 25.03.2008г. Федеральный  закон «О защите конкуренции» действовал в редакции Федеральных законов №318-Ф3 от 01.12.2007г., №58-ФЗ от 29.04.2008г. и не содержал указанной нормы. Статья 17.1 была введена в действие лишь 02.07.2008г. №108-ФЗ от 30.06.2008г., т.е. после заключения указанного договора аренды.

В соответствии с п. 2 ст. 422 ГК РФ условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В Федеральном законе №108-ФЗ отсутствует указание на возможность применение обратной силы закона.

Кроме того, 01.11.2011г. между сторонами договор аренды был расторгнут, арендуемое имущество было передано арендодателю по акту приема-передачи от 01.11.2011г. Таким образом, на сегодняшний день договор является расторгнутым, что не влечет никаких негативных последствий ни для сторон, ни для третьих лиц. В связи с изложенным, при заключении договора аренды №30/08 от 25.03.2008г. и при его пролонгации отсутствуют нарушения требований антимонопольного законодательства со стороны КУМИ г. Новотроицка.».

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.

25 марта 2008г. между КУМИ администрации муниципального образования г. Новотроицк (Арендодатель) и Акционерным коммерческим Сберегательным Банком РФ (ОАО) (Арендатор) заключен договор аренды №30/08 аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности г. Новотроицка.

Согласно п.1.1 договора руководствуясь Положением о предоставлении объектов муниципальной собственности в аренду, на основании протокола №03 от 24 марта 2008г. комиссии по аренде Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду объект нежилого фонда – муниципальное нежилое встроенное помещение, расположенное по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, ул. Гагарина, д.14, для использования под размещение операционной  кассы вне кассового узла 6969/029 .

Общая площадь, сданная в аренду – 107,0 кв.м. (п.1.2.2).

 Договор действует с 25.03.2008г. по 20.03.2009г. (п.1.3).

Акт приема-передачи муниципального нежилого помещения к указанному договору подписан сторонами 25.03.2008г.

Также между КУМИ администрации муниципального образования г. Новотроицк (Арендодатель) и Акционерным Коммерческим Сберегательным Банком РФ (ОАО)  (Арендатор) было заключено дополнительное соглашение от 01.05.2010г. об изменении арендной платы.

Таким образом, имеют место фактические договорные отношения по аренде муниципального имущества между КУМИ администрации м/о г. Новотроицк и Акционерным Коммерческим Сберегательным Банком РФ (ОАО).

Как установлено в ходе проведения проверки, договор аренды №30/08 от 25.03.2008г. действует и при передаче муниципального имущества Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ (ОАО) публичные процедуры не проводились.

Согласно  ч.1 ст.17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. (в редакции по состоянию на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

С учетом изложенного, муниципальное имущество было передано Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ (ОАО) в нарушение ч.1 ст.17.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. (в редакции по состоянию на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции», в приоритетном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 621 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В силу ст. 452, ч. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. 

Согласно Письму ФАС России от 26.02.2009г. №ИА/4770 «О направлении обновленных разъяснений по вопросам применения статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», статья 621 Гражданского кодекса РФ устанавливает исключительно преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок при прочих равных условиях и не регулирует порядок предоставления прав на государственное или муниципальное имущество. Таким образом, положения статьи 621 Гражданского кодекса РФ не являются исключением, предусмотренным пунктом 3 части 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и не является основанием для безусловного продления договора на новый срок без торгов.

В силу п.31 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 11.01.2002г. №66 договор аренды, заключенный на новый срок, является новым договором аренды. Продление договора аренды без проведения торгов, в том числе продолжение фактических договорных отношении, увеличивающих срок действия договоров, является нарушением требований, предусмотренных ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции, поскольку исключает доступ к муниципальному ресурсу иным хозяйствующим субъектам, которые могут иметь намерение приобрести право аренды в отношении муниципального имущества.

В соответствии с п.20 ст.4 Федерального закона (в редакции по состоянию на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции» государственная или муниципальная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

Акционерный Коммерческий Сберегательный Банк РФ (ОАО) зарегистрирован Центральным Банком РФ 20.06.1991г. №1481, ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893. Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Акционерного Коммерческого Сберегательного Банка РФ (ОАО) является прочее денежное посредничество (ОКВЭД 65.12). Акционерный Коммерческий Сберегательный Банк РФ (ОАО) имеет Лицензию на осуществление банковских операций с 03.10.2002г. за №1481.

Следовательно, Акционерный Коммерческий Сберегательный Банк РФ (ОАО) является хозяйствующим субъектом в понимании ст.4 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Муниципальное имущество передано Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ (ОАО) для осуществления хозяйственной деятельности без проведения публичных процедур, что обеспечивает хозяйствующему субъекту более выгодные условия деятельности на данном рынке услуг. На территории Оренбургской области кроме Акционерного Коммерческого Сберегательного Банка РФ (ОАО) банковскую деятельность осуществляют: ОАО «Банк Москвы», Национальный банк «ТРАСТ» (ОАО), ОАО «Банк Оренбург», ОИКБ «Русь», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Промсвязьбанк» и другие.                         

С учетом изложенного, Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ (ОАО) была предоставлена муниципальная помощь.

Согласно Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции» муниципальная помощь может предоставляться в целях, указанных в ч.1 ст. 19. В соответствии с ч.1 ст. 20 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции» муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, указанных в законе.

Цель предоставления муниципального имущества в аренду по договору аренды №30/08 от 25.03.2008г. не соответствует целям, указанным в ч.1 ст. 19 Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции». Каких-либо заявлений о даче согласия на предоставление муниципальной помощи Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ (ОАО) в адрес Оренбургского УФАС России не поступало.

Таким образом, муниципальная помощь была предоставлена Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ (ОАО) с нарушением ч.1 ст.19, ч.1 ст.20 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент предоставления имущества в аренду)  «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г.  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п. 2 Положения «О комитете по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город Новотроицк» (утв. Решением Городского Совета Депутатов м/о город Новотроицк) комитет осуществляет в пределах своих функций от имени муниципального образования город Новотроицк права собственника в отношении объектов муниципальной собственности. В соответствии с п. 3.16 Положения КУМИ оформляет закрепление муниципального имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление, изымает из хозяйственного ведения и оперативного управления, дает согласие на продажу недвижимого и движимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении, оперативном управлении, на передачу его в аренду или залог, либо распоряжается этим имуществом иным способом, в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Комиссия считает доказанным факт нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации м/о г. Новотроицк Оренбургской области ч.1 ст.17.1, ч.1 ст.19, ч.1 ст.20 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. (в редакции, действовавшей на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении муниципального имущества Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ (ОАО) в нарушение требований, установленных антимонопольным законодательством (договор аренды №30/08 от 25.03.2008г.).

Между тем, в ходе заседания Комиссии представителями заинтересованного лица представлены следующие документы. 01.11.2011г. между КУМИ администрации м/о г. Новотроицк и Акционерным Коммерческим Сберегательным Банком РФ (ОАО) было заключено соглашение о расторжении договора аренды №30/08 от 25.03.2008г., согласно которому указанный договор считается расторгнутым со дня подписания соглашения. 01.11.2011г. между сторонами был подписан соответствующий акт приема-передачи муниципального имущества, переданного банку по договору аренды №30/08 от 25.03.2008г.

Таким образом, на момент рассмотрения дела №06-09-05/2012 договор аренды №30/08 от 25.03.2008г. является недействующим, муниципальное имущество возвращено КУМИ администрации м/о г. Новотроицк.

На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела №06-09-05/2012 приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания КУМИ администрации м/о г. Новотроицк.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции»  «ц#G0цццццелями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков».

В соответствии со ст.22 названного Закона, на антимонопольный орган возложены функции: обеспечение  государственного  контроля за соблюдением антимонопольного законодательства  органами государственной власти и местного самоуправления, иными  хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст.41, ч.1 ст.49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации м/о г. Новотроицк Оренбургской области нарушившим ч.1 ст.17.1, ч.1 ст.19, ч.1 ст.20 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. (в редакции на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела №06-09-05/2012 уполномоченному должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Председатель Комиссии                                                                                           <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                       <…>

Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке. Невыполнение в установленный срок  законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч.2.6 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 7057 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу № 06-09-05/2012 в отношении КУМИ администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7057 [type] => solution [language] => ru [created] => 1355131140 [changed] => 1370517251 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370517251 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – <…> членов Комиссии: <…>

в присутствии представителя ответчика – <…> ведущего специалиста КУМИ администрации м/о г. Новотроицк (доверенность исх. №<…>);

в присутствии представителей Акционерного Коммерческого Сберегательного Банка РФ (ОАО) – <…> начальника сектора правового обеспечения деятельности отделения (доверенность<…>), <…> ведущего юрисконсульта сектора правового обеспечения защиты интересов банка в судебных и иных органах (доверенность<…>),

рассмотрев дело № 06-09-05/2012 по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации м/о г. Новотроицк Оренбургской области ч.1 ст.17.1,  ч.1 ст.19, ч.1 ст.20 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. (в редакции по состоянию на момент предоставления имущества) «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении муниципального имущества в нарушение требований, установленных антимонопольным законодательством (договор аренды №30/08 от 25.03.2008г.),

УСТАНОВИЛА:

По итогам  проведенной  Оренбургским УФАС России плановой проверки актов и действий Администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства установлено следующее.

25 марта 2008 г. между КУМИ администрации муниципального образования г. Новотроицк (Арендодатель), в лице Председателя Комитета и Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (Арендатор), в лице Управляющего Новотроицким отделением №6969 заключен договор аренды №30/08 аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности г. Новотроицка. При заключении указанного договора торги не проводились.

Приказом Оренбургского УФАС России №210 от 01.11.2012г. возбуждено дело в отношении КУМИ администрации муниципального образования г. Новотроицк по признакам нарушения ч.1 ст.17.1, ч.1, 3 ст.19, ч.1 ст.20 Федерального закона №135-ФЗ  от 26.07.2006г. (в редакции по состоянию на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции». Приказом Оренбургского УФАС России №236 от 21.11.2012г. председателем Комиссии по рассмотрению дела №06-09-05/2012 назначен заместитель руководителя управления <…> Определением от 01.11.2012г. (исх. №9587 от 01.11.2012г.) рассмотрение дела №06-09-05/2012 назначено на 22.11.2012г. на 15ч. 00мин.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика нарушение не признал и пояснил следующее, что «25.03.2008г. между комитетом по управлению муниципальным имуществом и Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ был заключен договор аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности г. Новотроицк №30/08. Заключение указанного договора производилось в соответствии со ст. 621 Гражданского кодекса РФ в порядке преимущественного права на перезаключение договора на новый срок.

На дату заключения указанного договора аренды Федеральным законом РФ от 26.07.2006г. №135-ФЗ порядок заключения договоров по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды установлен не был. В настоящее время указанный договор в порядке ст. 621 Гражданского кодекса РФ считается перешедшим на неопределенный срок.».

Представители Акционерного Коммерческого Сберегательного Банка РФ (ОАО) в ходе рассмотрения дела пояснили, что «25.03.2008г. между КУМИ г. Новотроицка и Новотроицким отделением №6969 ОАО «Сбербанк России» заключен договор №30/08 аренды вышеуказанного нежилого помещения (площадью 107кв.м.), находящегося в муниципальной собственности г. Новотроицка, на срок с 25.03.2008 г. по 20.03.2009 г.

Пункт 2.2.2. договора предусматривает право первоочередного преимущества при заключении нового договора аренды помещения на новый срок при условии надлежащего исполнения арендатором своих обязанностей по договору.

Согласно п. 6.1. договор подлежит расторжению: по взаимному соглашению сторон; по требованию Арендодателя в одностороннем порядке, по требованию одной из сторон по решению суда, Арбитражного суда; в случае ликвидации Арендатора. Кроме того, согласно п. 9.1., в случае истечения срока действия, указанного в п. 1.3. договора, и возобновления договора на тех же условиях на неопределенный срок Арендодатель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке. Указанные положения договора полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности, по истечении срока действия договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Частью 2 ст. 621 ГК РФ прямо установлено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Кроме того, ст.655 ГК РФ установлено, что при прекращении договора аренды здания или сооружения арендованное здание или сооружение должно быть возвращено арендодателю по передаточному акту или иному документу, подписываемому сторонами.

Учитывая, что банку принадлежит преимущественное право заключения договора аренды, принимая во внимание, что все условия ранее заключенного договора банком выполнены, а также то, что договор сторонами расторгнут не был (акты приема-передачи имущества отсутствуют) следует, что ответчиком имущество было представлено ОАО «Сбербанк России» в аренду на неопределенный срок в соответствии с требованиями действующего законодательства.

На момент заключения договора аренды №30/08 от 25.03.2008г. Федеральный  закон «О защите конкуренции» действовал в редакции Федеральных законов №318-Ф3 от 01.12.2007г., №58-ФЗ от 29.04.2008г. и не содержал указанной нормы. Статья 17.1 была введена в действие лишь 02.07.2008г. №108-ФЗ от 30.06.2008г., т.е. после заключения указанного договора аренды.

В соответствии с п. 2 ст. 422 ГК РФ условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В Федеральном законе №108-ФЗ отсутствует указание на возможность применение обратной силы закона.

Кроме того, 01.11.2011г. между сторонами договор аренды был расторгнут, арендуемое имущество было передано арендодателю по акту приема-передачи от 01.11.2011г. Таким образом, на сегодняшний день договор является расторгнутым, что не влечет никаких негативных последствий ни для сторон, ни для третьих лиц. В связи с изложенным, при заключении договора аренды №30/08 от 25.03.2008г. и при его пролонгации отсутствуют нарушения требований антимонопольного законодательства со стороны КУМИ г. Новотроицка.».

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.

25 марта 2008г. между КУМИ администрации муниципального образования г. Новотроицк (Арендодатель) и Акционерным коммерческим Сберегательным Банком РФ (ОАО) (Арендатор) заключен договор аренды №30/08 аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности г. Новотроицка.

Согласно п.1.1 договора руководствуясь Положением о предоставлении объектов муниципальной собственности в аренду, на основании протокола №03 от 24 марта 2008г. комиссии по аренде Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду объект нежилого фонда – муниципальное нежилое встроенное помещение, расположенное по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, ул. Гагарина, д.14, для использования под размещение операционной  кассы вне кассового узла 6969/029 .

Общая площадь, сданная в аренду – 107,0 кв.м. (п.1.2.2).

 Договор действует с 25.03.2008г. по 20.03.2009г. (п.1.3).

Акт приема-передачи муниципального нежилого помещения к указанному договору подписан сторонами 25.03.2008г.

Также между КУМИ администрации муниципального образования г. Новотроицк (Арендодатель) и Акционерным Коммерческим Сберегательным Банком РФ (ОАО)  (Арендатор) было заключено дополнительное соглашение от 01.05.2010г. об изменении арендной платы.

Таким образом, имеют место фактические договорные отношения по аренде муниципального имущества между КУМИ администрации м/о г. Новотроицк и Акционерным Коммерческим Сберегательным Банком РФ (ОАО).

Как установлено в ходе проведения проверки, договор аренды №30/08 от 25.03.2008г. действует и при передаче муниципального имущества Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ (ОАО) публичные процедуры не проводились.

Согласно  ч.1 ст.17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. (в редакции по состоянию на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

С учетом изложенного, муниципальное имущество было передано Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ (ОАО) в нарушение ч.1 ст.17.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. (в редакции по состоянию на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции», в приоритетном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 621 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В силу ст. 452, ч. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. 

Согласно Письму ФАС России от 26.02.2009г. №ИА/4770 «О направлении обновленных разъяснений по вопросам применения статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», статья 621 Гражданского кодекса РФ устанавливает исключительно преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок при прочих равных условиях и не регулирует порядок предоставления прав на государственное или муниципальное имущество. Таким образом, положения статьи 621 Гражданского кодекса РФ не являются исключением, предусмотренным пунктом 3 части 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и не является основанием для безусловного продления договора на новый срок без торгов.

В силу п.31 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 11.01.2002г. №66 договор аренды, заключенный на новый срок, является новым договором аренды. Продление договора аренды без проведения торгов, в том числе продолжение фактических договорных отношении, увеличивающих срок действия договоров, является нарушением требований, предусмотренных ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции, поскольку исключает доступ к муниципальному ресурсу иным хозяйствующим субъектам, которые могут иметь намерение приобрести право аренды в отношении муниципального имущества.

В соответствии с п.20 ст.4 Федерального закона (в редакции по состоянию на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции» государственная или муниципальная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

Акционерный Коммерческий Сберегательный Банк РФ (ОАО) зарегистрирован Центральным Банком РФ 20.06.1991г. №1481, ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893. Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Акционерного Коммерческого Сберегательного Банка РФ (ОАО) является прочее денежное посредничество (ОКВЭД 65.12). Акционерный Коммерческий Сберегательный Банк РФ (ОАО) имеет Лицензию на осуществление банковских операций с 03.10.2002г. за №1481.

Следовательно, Акционерный Коммерческий Сберегательный Банк РФ (ОАО) является хозяйствующим субъектом в понимании ст.4 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Муниципальное имущество передано Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ (ОАО) для осуществления хозяйственной деятельности без проведения публичных процедур, что обеспечивает хозяйствующему субъекту более выгодные условия деятельности на данном рынке услуг. На территории Оренбургской области кроме Акционерного Коммерческого Сберегательного Банка РФ (ОАО) банковскую деятельность осуществляют: ОАО «Банк Москвы», Национальный банк «ТРАСТ» (ОАО), ОАО «Банк Оренбург», ОИКБ «Русь», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Промсвязьбанк» и другие.                         

С учетом изложенного, Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ (ОАО) была предоставлена муниципальная помощь.

Согласно Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции» муниципальная помощь может предоставляться в целях, указанных в ч.1 ст. 19. В соответствии с ч.1 ст. 20 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции» муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, указанных в законе.

Цель предоставления муниципального имущества в аренду по договору аренды №30/08 от 25.03.2008г. не соответствует целям, указанным в ч.1 ст. 19 Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции». Каких-либо заявлений о даче согласия на предоставление муниципальной помощи Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ (ОАО) в адрес Оренбургского УФАС России не поступало.

Таким образом, муниципальная помощь была предоставлена Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ (ОАО) с нарушением ч.1 ст.19, ч.1 ст.20 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент предоставления имущества в аренду)  «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г.  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п. 2 Положения «О комитете по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город Новотроицк» (утв. Решением Городского Совета Депутатов м/о город Новотроицк) комитет осуществляет в пределах своих функций от имени муниципального образования город Новотроицк права собственника в отношении объектов муниципальной собственности. В соответствии с п. 3.16 Положения КУМИ оформляет закрепление муниципального имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление, изымает из хозяйственного ведения и оперативного управления, дает согласие на продажу недвижимого и движимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении, оперативном управлении, на передачу его в аренду или залог, либо распоряжается этим имуществом иным способом, в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Комиссия считает доказанным факт нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации м/о г. Новотроицк Оренбургской области ч.1 ст.17.1, ч.1 ст.19, ч.1 ст.20 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. (в редакции, действовавшей на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении муниципального имущества Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ (ОАО) в нарушение требований, установленных антимонопольным законодательством (договор аренды №30/08 от 25.03.2008г.).

Между тем, в ходе заседания Комиссии представителями заинтересованного лица представлены следующие документы. 01.11.2011г. между КУМИ администрации м/о г. Новотроицк и Акционерным Коммерческим Сберегательным Банком РФ (ОАО) было заключено соглашение о расторжении договора аренды №30/08 от 25.03.2008г., согласно которому указанный договор считается расторгнутым со дня подписания соглашения. 01.11.2011г. между сторонами был подписан соответствующий акт приема-передачи муниципального имущества, переданного банку по договору аренды №30/08 от 25.03.2008г.

Таким образом, на момент рассмотрения дела №06-09-05/2012 договор аренды №30/08 от 25.03.2008г. является недействующим, муниципальное имущество возвращено КУМИ администрации м/о г. Новотроицк.

На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела №06-09-05/2012 приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания КУМИ администрации м/о г. Новотроицк.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции»  «ц#G0цццццелями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков».

В соответствии со ст.22 названного Закона, на антимонопольный орган возложены функции: обеспечение  государственного  контроля за соблюдением антимонопольного законодательства  органами государственной власти и местного самоуправления, иными  хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст.41, ч.1 ст.49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации м/о г. Новотроицк Оренбургской области нарушившим ч.1 ст.17.1, ч.1 ст.19, ч.1 ст.20 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. (в редакции на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела №06-09-05/2012 уполномоченному должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Председатель Комиссии                                                                                           <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                       <…>

Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке. Невыполнение в установленный срок  законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч.2.6 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – <…> членов Комиссии: <…>

в присутствии представителя ответчика – <…> ведущего специалиста КУМИ администрации м/о г. Новотроицк (доверенность исх. №<…>);

в присутствии представителей Акционерного Коммерческого Сберегательного Банка РФ (ОАО) – <…> начальника сектора правового обеспечения деятельности отделения (доверенность<…>), <…> ведущего юрисконсульта сектора правового обеспечения защиты интересов банка в судебных и иных органах (доверенность<…>),

рассмотрев дело № 06-09-05/2012 по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации м/о г. Новотроицк Оренбургской области ч.1 ст.17.1,  ч.1 ст.19, ч.1 ст.20 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. (в редакции по состоянию на момент предоставления имущества) «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении муниципального имущества в нарушение требований, установленных антимонопольным законодательством (договор аренды №30/08 от 25.03.2008г.),

УСТАНОВИЛА:

По итогам  проведенной  Оренбургским УФАС России плановой проверки актов и действий Администрации муниципального образования г. Новотроицк Оренбургской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства установлено следующее.

25 марта 2008 г. между КУМИ администрации муниципального образования г. Новотроицк (Арендодатель), в лице Председателя Комитета и Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (Арендатор), в лице Управляющего Новотроицким отделением №6969 заключен договор аренды №30/08 аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности г. Новотроицка. При заключении указанного договора торги не проводились.

Приказом Оренбургского УФАС России №210 от 01.11.2012г. возбуждено дело в отношении КУМИ администрации муниципального образования г. Новотроицк по признакам нарушения ч.1 ст.17.1, ч.1, 3 ст.19, ч.1 ст.20 Федерального закона №135-ФЗ  от 26.07.2006г. (в редакции по состоянию на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции». Приказом Оренбургского УФАС России №236 от 21.11.2012г. председателем Комиссии по рассмотрению дела №06-09-05/2012 назначен заместитель руководителя управления <…> Определением от 01.11.2012г. (исх. №9587 от 01.11.2012г.) рассмотрение дела №06-09-05/2012 назначено на 22.11.2012г. на 15ч. 00мин.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика нарушение не признал и пояснил следующее, что «25.03.2008г. между комитетом по управлению муниципальным имуществом и Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ был заключен договор аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности г. Новотроицк №30/08. Заключение указанного договора производилось в соответствии со ст. 621 Гражданского кодекса РФ в порядке преимущественного права на перезаключение договора на новый срок.

На дату заключения указанного договора аренды Федеральным законом РФ от 26.07.2006г. №135-ФЗ порядок заключения договоров по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды установлен не был. В настоящее время указанный договор в порядке ст. 621 Гражданского кодекса РФ считается перешедшим на неопределенный срок.».

Представители Акционерного Коммерческого Сберегательного Банка РФ (ОАО) в ходе рассмотрения дела пояснили, что «25.03.2008г. между КУМИ г. Новотроицка и Новотроицким отделением №6969 ОАО «Сбербанк России» заключен договор №30/08 аренды вышеуказанного нежилого помещения (площадью 107кв.м.), находящегося в муниципальной собственности г. Новотроицка, на срок с 25.03.2008 г. по 20.03.2009 г.

Пункт 2.2.2. договора предусматривает право первоочередного преимущества при заключении нового договора аренды помещения на новый срок при условии надлежащего исполнения арендатором своих обязанностей по договору.

Согласно п. 6.1. договор подлежит расторжению: по взаимному соглашению сторон; по требованию Арендодателя в одностороннем порядке, по требованию одной из сторон по решению суда, Арбитражного суда; в случае ликвидации Арендатора. Кроме того, согласно п. 9.1., в случае истечения срока действия, указанного в п. 1.3. договора, и возобновления договора на тех же условиях на неопределенный срок Арендодатель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке. Указанные положения договора полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности, по истечении срока действия договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Частью 2 ст. 621 ГК РФ прямо установлено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Кроме того, ст.655 ГК РФ установлено, что при прекращении договора аренды здания или сооружения арендованное здание или сооружение должно быть возвращено арендодателю по передаточному акту или иному документу, подписываемому сторонами.

Учитывая, что банку принадлежит преимущественное право заключения договора аренды, принимая во внимание, что все условия ранее заключенного договора банком выполнены, а также то, что договор сторонами расторгнут не был (акты приема-передачи имущества отсутствуют) следует, что ответчиком имущество было представлено ОАО «Сбербанк России» в аренду на неопределенный срок в соответствии с требованиями действующего законодательства.

На момент заключения договора аренды №30/08 от 25.03.2008г. Федеральный  закон «О защите конкуренции» действовал в редакции Федеральных законов №318-Ф3 от 01.12.2007г., №58-ФЗ от 29.04.2008г. и не содержал указанной нормы. Статья 17.1 была введена в действие лишь 02.07.2008г. №108-ФЗ от 30.06.2008г., т.е. после заключения указанного договора аренды.

В соответствии с п. 2 ст. 422 ГК РФ условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В Федеральном законе №108-ФЗ отсутствует указание на возможность применение обратной силы закона.

Кроме того, 01.11.2011г. между сторонами договор аренды был расторгнут, арендуемое имущество было передано арендодателю по акту приема-передачи от 01.11.2011г. Таким образом, на сегодняшний день договор является расторгнутым, что не влечет никаких негативных последствий ни для сторон, ни для третьих лиц. В связи с изложенным, при заключении договора аренды №30/08 от 25.03.2008г. и при его пролонгации отсутствуют нарушения требований антимонопольного законодательства со стороны КУМИ г. Новотроицка.».

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.

25 марта 2008г. между КУМИ администрации муниципального образования г. Новотроицк (Арендодатель) и Акционерным коммерческим Сберегательным Банком РФ (ОАО) (Арендатор) заключен договор аренды №30/08 аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности г. Новотроицка.

Согласно п.1.1 договора руководствуясь Положением о предоставлении объектов муниципальной собственности в аренду, на основании протокола №03 от 24 марта 2008г. комиссии по аренде Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду объект нежилого фонда – муниципальное нежилое встроенное помещение, расположенное по адресу: Оренбургская область, г. Новотроицк, ул. Гагарина, д.14, для использования под размещение операционной  кассы вне кассового узла 6969/029 .

Общая площадь, сданная в аренду – 107,0 кв.м. (п.1.2.2).

 Договор действует с 25.03.2008г. по 20.03.2009г. (п.1.3).

Акт приема-передачи муниципального нежилого помещения к указанному договору подписан сторонами 25.03.2008г.

Также между КУМИ администрации муниципального образования г. Новотроицк (Арендодатель) и Акционерным Коммерческим Сберегательным Банком РФ (ОАО)  (Арендатор) было заключено дополнительное соглашение от 01.05.2010г. об изменении арендной платы.

Таким образом, имеют место фактические договорные отношения по аренде муниципального имущества между КУМИ администрации м/о г. Новотроицк и Акционерным Коммерческим Сберегательным Банком РФ (ОАО).

Как установлено в ходе проведения проверки, договор аренды №30/08 от 25.03.2008г. действует и при передаче муниципального имущества Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ (ОАО) публичные процедуры не проводились.

Согласно  ч.1 ст.17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. (в редакции по состоянию на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

С учетом изложенного, муниципальное имущество было передано Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ (ОАО) в нарушение ч.1 ст.17.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. (в редакции по состоянию на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции», в приоритетном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 621 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В силу ст. 452, ч. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. 

Согласно Письму ФАС России от 26.02.2009г. №ИА/4770 «О направлении обновленных разъяснений по вопросам применения статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», статья 621 Гражданского кодекса РФ устанавливает исключительно преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок при прочих равных условиях и не регулирует порядок предоставления прав на государственное или муниципальное имущество. Таким образом, положения статьи 621 Гражданского кодекса РФ не являются исключением, предусмотренным пунктом 3 части 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и не является основанием для безусловного продления договора на новый срок без торгов.

В силу п.31 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 11.01.2002г. №66 договор аренды, заключенный на новый срок, является новым договором аренды. Продление договора аренды без проведения торгов, в том числе продолжение фактических договорных отношении, увеличивающих срок действия договоров, является нарушением требований, предусмотренных ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции, поскольку исключает доступ к муниципальному ресурсу иным хозяйствующим субъектам, которые могут иметь намерение приобрести право аренды в отношении муниципального имущества.

В соответствии с п.20 ст.4 Федерального закона (в редакции по состоянию на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции» государственная или муниципальная помощь - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

Акционерный Коммерческий Сберегательный Банк РФ (ОАО) зарегистрирован Центральным Банком РФ 20.06.1991г. №1481, ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893. Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Акционерного Коммерческого Сберегательного Банка РФ (ОАО) является прочее денежное посредничество (ОКВЭД 65.12). Акционерный Коммерческий Сберегательный Банк РФ (ОАО) имеет Лицензию на осуществление банковских операций с 03.10.2002г. за №1481.

Следовательно, Акционерный Коммерческий Сберегательный Банк РФ (ОАО) является хозяйствующим субъектом в понимании ст.4 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Муниципальное имущество передано Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ (ОАО) для осуществления хозяйственной деятельности без проведения публичных процедур, что обеспечивает хозяйствующему субъекту более выгодные условия деятельности на данном рынке услуг. На территории Оренбургской области кроме Акционерного Коммерческого Сберегательного Банка РФ (ОАО) банковскую деятельность осуществляют: ОАО «Банк Москвы», Национальный банк «ТРАСТ» (ОАО), ОАО «Банк Оренбург», ОИКБ «Русь», ОАО «Газпромбанк», ОАО «Промсвязьбанк» и другие.                         

С учетом изложенного, Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ (ОАО) была предоставлена муниципальная помощь.

Согласно Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции» муниципальная помощь может предоставляться в целях, указанных в ч.1 ст. 19. В соответствии с ч.1 ст. 20 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции» муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, указанных в законе.

Цель предоставления муниципального имущества в аренду по договору аренды №30/08 от 25.03.2008г. не соответствует целям, указанным в ч.1 ст. 19 Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции». Каких-либо заявлений о даче согласия на предоставление муниципальной помощи Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ (ОАО) в адрес Оренбургского УФАС России не поступало.

Таким образом, муниципальная помощь была предоставлена Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ (ОАО) с нарушением ч.1 ст.19, ч.1 ст.20 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент предоставления имущества в аренду)  «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г.  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п. 2 Положения «О комитете по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город Новотроицк» (утв. Решением Городского Совета Депутатов м/о город Новотроицк) комитет осуществляет в пределах своих функций от имени муниципального образования город Новотроицк права собственника в отношении объектов муниципальной собственности. В соответствии с п. 3.16 Положения КУМИ оформляет закрепление муниципального имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление, изымает из хозяйственного ведения и оперативного управления, дает согласие на продажу недвижимого и движимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении, оперативном управлении, на передачу его в аренду или залог, либо распоряжается этим имуществом иным способом, в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Комиссия считает доказанным факт нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации м/о г. Новотроицк Оренбургской области ч.1 ст.17.1, ч.1 ст.19, ч.1 ст.20 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. (в редакции, действовавшей на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении муниципального имущества Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку РФ (ОАО) в нарушение требований, установленных антимонопольным законодательством (договор аренды №30/08 от 25.03.2008г.).

Между тем, в ходе заседания Комиссии представителями заинтересованного лица представлены следующие документы. 01.11.2011г. между КУМИ администрации м/о г. Новотроицк и Акционерным Коммерческим Сберегательным Банком РФ (ОАО) было заключено соглашение о расторжении договора аренды №30/08 от 25.03.2008г., согласно которому указанный договор считается расторгнутым со дня подписания соглашения. 01.11.2011г. между сторонами был подписан соответствующий акт приема-передачи муниципального имущества, переданного банку по договору аренды №30/08 от 25.03.2008г.

Таким образом, на момент рассмотрения дела №06-09-05/2012 договор аренды №30/08 от 25.03.2008г. является недействующим, муниципальное имущество возвращено КУМИ администрации м/о г. Новотроицк.

На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела №06-09-05/2012 приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания КУМИ администрации м/о г. Новотроицк.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции»  «ц#G0цццццелями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков».

В соответствии со ст.22 названного Закона, на антимонопольный орган возложены функции: обеспечение  государственного  контроля за соблюдением антимонопольного законодательства  органами государственной власти и местного самоуправления, иными  хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст.41, ч.1 ст.49 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации м/о г. Новотроицк Оренбургской области нарушившим ч.1 ст.17.1, ч.1 ст.19, ч.1 ст.20 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. (в редакции на момент предоставления имущества в аренду) «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела №06-09-05/2012 уполномоченному должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Председатель Комиссии                                                                                           <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                       <…>

Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке. Невыполнение в установленный срок  законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч.2.6 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 06-09-05/2012 [format] => [safe_value] => 06-09-05/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – <…> членов Комиссии: <…>

в присутствии представителя ответчика – <…> ведущего специалиста КУМИ администрации м/о г. Новотроицк (доверенность исх. №<…>);

в присутствии представителей Акционерного Коммерческого Сберегательного Банка РФ (ОАО) – <…> начальника сектора правового обеспечения деятельности отделения (доверенность<…>), <…> ведущего юрисконсульта сектора правового обеспечения защиты интересов банка в судебных и иных органах (доверенность<…>),

рассмотрев дело № 06-09-05/2012 по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации м/о г. Новотроицк Оренбургской области ч.1 ст.17.1,  ч.1 ст.19, ч.1 ст.20 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. (в редакции по состоянию на момент предоставления имущества) «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении муниципального имущества в нарушение требований, установленных антимонопольным законодательством (договор аренды №30/08 от 25.03.2008г.),

[format] => full_html [safe_value] =>

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – <…> членов Комиссии: <…>

в присутствии представителя ответчика – <…> ведущего специалиста КУМИ администрации м/о г. Новотроицк (доверенность исх. №<…>);

в присутствии представителей Акционерного Коммерческого Сберегательного Банка РФ (ОАО) – <…> начальника сектора правового обеспечения деятельности отделения (доверенность<…>), <…> ведущего юрисконсульта сектора правового обеспечения защиты интересов банка в судебных и иных органах (доверенность<…>),

рассмотрев дело № 06-09-05/2012 по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации м/о г. Новотроицк Оренбургской области ч.1 ст.17.1,  ч.1 ст.19, ч.1 ст.20 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. (в редакции по состоянию на момент предоставления имущества) «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении муниципального имущества в нарушение требований, установленных антимонопольным законодательством (договор аренды №30/08 от 25.03.2008г.),

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] =>

Оренбургское УФАС России осуществляет свою деятельность в разных направлениях. Одним из них является контроль за соблюдением Федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Помимо этого, Оренбургское УФАС России осуществляет контроль за деятельностью органов власти при предоставлении государственных преференций.

ФЗ "О защите конкуренции" (статьи 15,16,17,17.1,18,18.1)

Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

Статья 17. Антимонопольные требования к торгам

Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

Статья 18. Особенности отбора финансовых организаций

Статья 18.1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

Предоставление государственной или муниципальной преференции осуществляется с согласия антимонопольного органа, что прямо предусмотрено ст.ст. 19-21 ФЗ "О защите конкуренции".

[format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-02 09:17:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-01 09:17:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1355131140 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Оренбургское УФАС России )