Разговор с заместителем руководителя Оренбургского УФАС России на тему недобросовестной конкуренции

Поговорим сегодня про недобросовестную конкуренцию путем создания смешения с деятельностью хозяйствующего субъекта. На интересующие вопросы ответит заместителем руководителя управления Людмила Юрьевна Полубоярова.

- Что же представляет собой недобросовестная конкуренция путем создания смешения?

-Статьей 14.6 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на недобросовестную конкуренцию путем совершения хозяйствующим субъектом действий или бездействия, способных вызвать смешение с деятельностью конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

Указанная норма предусматривает 2 состава – часть 1 и часть 2.

Остановлюсь подробнее на каждом из них.

Часть 1 содержит запрет на незаконное использование средств индивидуализации хозяйствующего субъекта – конкурента: то есть запрет на использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые уже продаются и вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в сети «Интернет».

В данном случае лицо, совершающее акт недобросовестной конкуренции получает преимущества, во-первых, в виде привлечения к своей продукции потребителей, которые полагают, что приобретают оригинальный товар. Во-вторых, нарушитель получает возможность снизить издержки при осуществлении им предпринимательской деятельности за счет использования репутации средства индивидуализации товара либо репутации производителя товара.

Сущность акта недобросовестной конкуренции в указанной форме заключается в реализации своего товара под видом товара конкурента.

Здесь важным является установление факта того, что ранее, товарный знак, наименование места происхождения товара, фирменное наименование и т.д. уже были зарегистрированы в установленном законом порядке конкурентом нарушителя.

Частью 2 Закона установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем копирования или имитации внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом или иных элементов, индивидуализирующих конкурента и (или) его товар.

Нарушением Закона является использование только таких обозначений, на основании восприятия которых потребитель идентифицирует товар как принадлежащий определенному производителю либо продавцу.

Если форма товара связана в сознании потребителя с определенным производителем, несанкционированное ее использование может привести к смешению.

Не может считаться вызывающим смешение, например, реализация товара, внешне аналогичного товару конкурента, при том, что эта аналогия обусловлена какими-либо объективными причинами.

- Кто вправе обратиться с заявлением в антимонопольный орган?

- С заявлением о совершении акта недобросовестной конкуренции вправе обратиться фактически любое лицо: это и хозяйствующий субъект, чьи права нарушены, то есть конкурент на конкурента, это потребитель товара, который был введен в заблуждение при покупке товара, оказании услуги, перепутал и приобрел иной товар. Срок рассмотрения таких заявлений – месяц, с возможностью продления на еще 2 месяца (то есть всего 3).

- Каким образом выявляются такие нарушения? Какие обстоятельства подлежат установлению?

- При установлении факта недобросовестной конкуренции необходимо установление и доказывание наличия признаков указанного понятия. Среди которых:

1 – совершение нарушения хозяйствующим субъектом-конкурентом: необходимо установить наличие конкурентных отношений между заявителем и лицом, в действиях которого имеются признаки нарушения – факт того, что они фактически осуществляют аналогичные виды деятельности в конкретных географических границах (в пределах города, региона, или же РФ). При чем доказательствами наличия конкурентных отношений являются не только сведения о видах деятельности, включенные в ЕГРЮЛ и учредительные документы организации, поскольку юридические лица при выборе видов осуществляемой деятельности не связаны указанными перечнями, а совершение фактических действий по производству и реализации товара что должно быть подтверждено документами по соответствующим сделкам и при наличии – документами налоговых органов о доходах и поступившей прибыли.

2 признак, подлежащий установлению - направленность действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности: к примеру, факт увеличения или возможности увеличения прибыли, воздействие каким-либо образом на потребителей, что обеспечивает увеличение объема реализации товара, внесение в процесс производства изменений, которые направлены на снижение издержек, переход на более дешевые компоненты и т.д.

3 признак - нарушение норм законодательства, обычаев делового оборота, требований разумности и справедливости.

4 – причинение или возможность причинения убытков добросовестному конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации.

Хотелось бы рассказать про доказательственную базу. Закон о защите конкуренции не содержит каких-либо требований к доказательствам, достаточность доказательств определяется антимонопольным органом самостоятельно в каждом конкретном случае. В случае, если сведения не предоставляются сторонами, или таких сведений недостаточно, то УФАС осуществляет сбор доказательств, в том числе, самостоятельно.

Что касается смешения, в рамках проверки направляются запросы в Роспатент, Торгово-промышленную палату, Ассоциацию «Объединение Корпоративных Юристов» для проведения независимой экспертизы, о наличии сходства, проводятся опросы потребителей, в том числе на сайте антимонопольного органа.

- Предусмотрена ли ответственность за указанное нарушение?

- Да, административная ответственность установлена частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ,

-влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет;

-штраф отношении юридических лиц – считается с учетом выручки от незаконной деятельности, но не может не менее ста тысяч рублей.